Первые свидетельства того, что рак кожи может быть вызван солнцем, появились еще в конце 20-х годов прошлого века. На желание людей выглядеть отдохнувшими (привет Коко Шанель, которая ввела загар в моду), это не повлияло.
Первое солнцезащитное средство с SPF2 (!) называлось Glacier Cream. В 30-х его придумал студент-химик, большой любитель горных прогулок. Правда, оно так и не стало популярным. Зато популярными стали очки-авиаторы с поляризованным покрытием – в том числе, у голливудских знаменитостей. Они защищали по крайней мере глаза и нежную кожу вокруг. Чуть позже во время Второй мировой, американские военные летчики начали использовать вазелин, чтобы создать естественный барьер между кожей и солнцем.
Эпоха 60-х, калифорнийское увлечение серфингом и пляжная культура поддерживали моду на загар, тем не менее, люди уже начинали использовать солнцезащитные средства в их современном понимании. Примерно тогда же появились автозагары и – бич времени – лампы, под которыми можно было загорать, не выходя из помещения.
В 70-х стали появляться средства с SPF15, но поскольку люди не понимали, что означает эта цифра, то решили: намазавшись кремом, можно оставаться на солнце без риска обгореть в 15 раз дольше.
80-е принесли моду на цветные солнцезащитные средства. Они содержали физические (минеральные) фильтры с диоксидом цинка или диоксидом титана, и выпускались в разных оттенках, от голубого до желтого. Параллельно производители начали экспериментировать с водойстойкими формулами – правда, попытки большей частью были провальными. Так продолжалось до 90-х, пока не появились солнцезащитные спреи. А средства с низким SPF, наконец, стали историей.
В нулевых случился бум моды на солярии. Индустрия оказалась миллиардной, и это несмотря на то, что вред соляриев был сравним с канцерогенным действием сигарет. Сегодня уже доказано, что в 90% случае рак кожи возникает из-за солнца. Тем не менее, культура применения солнцезащитных средств так и не прижилась окончательно. Люди беспечны: могут выходить без солнцезащиты даже на пляж. О круглогодичном использовании санскринов речь в Украине не идет вообще.
К счастью, многие марки включают солнцезащитные фильтры в увлажняющие средства и в косметику. Вдобавок разработчики гаджетов трудятся над устройствами, которые позволили бы измерять уровень солнечной активности – и сигнализировать владельцу о необходимости нанести защиту. Мода последнего времени – солнцезащитные станции на крупных музыкальных фестивалях, которые распыляют средства на полуобнаженные тела участников.
Дерматологи призывают быть внимательнее и не пренебрегать солнцезащитными средствам даже в тени зонтика на пляже. Несмотря на то, что в тени может быть прохладнее (из-за частичной нейтрализации инфракрасных лучей), ультрафиолетовые лучи не ощущаются никак. До тех пор, пока не возникнет ожог. Фокус в том, что тент дает защиту, эквивалентную SPF3 – ничтожно мало. Защититься от солнца помогает одежда: хлопковая ткань действует примерно как SPF30.
«Мы точно знаем, что меланому вызывают ультрафиолетовые лучи, – и можем контролировать воздействие солнца, – говорит Элизабет Хейл, нью-йоркский дерматолог и старший вице-президент Фонда рака кожи». Так что главное правило защиты от ультрафиолета сегодня – солнцезащитные средства.
Подписывайтесь на наш Telegram — https://t.me/DneprAfisha