Бесплатные трамваи, троллейбусы-такси и первые маршрутки: все, что вы забыли о транспорте Днепра 90-х. Афиша Днепра

Бесплатные трамваи, троллейбусы-такси и первые маршрутки: все, что вы забыли о транспорте Днепра 90-х

  • Категорія:
  • Новини

В нашем родном Днепре можно было бесплатно ездить в трамваях и троллейбусах целых 1,5 года. Правда, затея не увенчалась успехом.

Транспортный коммунизм на полтора года

Старый троллейбус на улице Глинки. 1998 год. Фото: gorod.dp.ua.

Старый троллейбус на улице Глинки. 1998 год. Фото: gorod.dp.ua.

В 1993 году решением сессии городского совета действительно ввели бесплатный проезд в троллейбусах и трамваях. Эксперимент начался 3 апреля. Видимо желающих проехаться стало больше, чем обычно, потому что уже в декабре 1994 года проезд снова стал платным. Для обилечивания пассажиров на работу приняли более 600 кондукторов. Из-за бешеной инфляции стоимость проезда тогда была 1000 карбованцев (курс к доллару — 4 539 крб./$1). Это официальная информация от КП “Днепровский электротранспорт”.

Деньги обесценивались настолько быстро, что даже кондукторам было нечем платить. Правда, эксперимент с бесплатным проездом лишь усугубил финансовое положение КП. Уже к началу 1996 года проезд в трамваях и троллейбусах подняли до 20 тысяч карбованцев (10 центов по тогдашнему курсу доллара). Даже несмотря на бешеную инфляцию, это были немалые деньги.

Вскоре, в июле 1996 года, на маршрут вышли троллейбусы, которые работали в режиме маршрутного такси. Это сделали, чтобы хоть как-то удержать КП на плаву, так как начались перебои с выплатами из городского бюджета на компенсацию льготников. Проезд в троллейбусах-маршрутках стоил в 2 раза дороже, чем в обычных – 40 тысяч карбованцев (20 центов по тогдашнему курсу доллара). Правда, и этот эксперимент не принес особой прибыли, и уже в 1997 году все троллейбусы снова вернулись в “обычный” режим.

Первые маршрутки

Так выглядели первые маршрутки Днепра. Фото: pastvu.com.

Так выглядели первые маршрутки Днепра. Фото: pastvu.com.

Первые маршрутки в нашем городе появились в середине 80-х годов. Они стоили 20 копеек и ездили с правого на левый берег. Например, такая маршрутка отправлялась от остановки 10-го троллейбуса на Победе и ехала до Воронцова. Интервал – 15 минут.

Уже в 90-е появились в городе появилось много маршруток. Привычных нам “Спринтеров” еще не было. Вместо них по Днепру ездили в основном “Газели”. Проезд поднялся до 50 копеек. В это время билет в троллейбусе и травмае стоил всего 25 копеек. Неудивительно, что в начале 90-х маршрутки считались транспортом состоятельных людей. Сейчас это даже звучит смешно.

К 1997-у году проезд подорожал до 1 гривны, а в 2007-ом – до 2 гривен, а вскоре и до 2.50 гривен, что вызвало тогда много шумихи в СМИ. Писали, что маршрутные такси опустеют из-за таких высоких цен. Но нет.

Как менялись модели маршруток

В начале 90-х появившиеся как грибы из-под земли частные перевозчики использовали фактически любой подвижной состав, который оставался на ходу. Не брезговали даже “ПАЗиками” и “Икарусами” с одной-единственной дверью. Последняя вообще еле держалась и нередко ее даже приматывали тряпками и веревками, чтоб окончательно не оторвалась. Маневренность таких маршруток была неважной.

Бесплатные трамваи, троллейбусы-такси и первые маршрутки: все, что вы забыли о транспорте Днепра 90-х фото

“ПАЗ”. Фото: maxiWELL

Этот транспорт явно не был предназначен для города и, как только появилась возможность, его заменили “Газелями” и “Мерседесами”.

Газель. Фото: maxiWELL

Газель. Фото: maxiWELL

“Газели” стали настоящим ночным кошмаром для высоких людей. Ехать в таких маршрутках стоя было настоящим мучением. Они были ниже современных “Спринтеров” минимум на 15 сантиметров. Сидячих мест было всего 13. Из-за этого очень часто уплотняли ряды сидений и освобождали от кресел переднюю площадку для большей вместимости.

Бесплатные трамваи, троллейбусы-такси и первые маршрутки: все, что вы забыли о транспорте Днепра 90-х фото 1

Современный вариант маршрутки – Mercedes Sprinter. Фото: maxiWELL.

В конце 90-х по улицам города стали ездить “рафики”. Они были немного вместительнее “ПАЗов”. Часть сидений в них убирали, чтобы поместилось больше стоячих. Лучшим местом считалось то, что возле водителя, потому что там твои колени не упирались в спинку кресла соседа. Расстояния между сидения были очень маленькими.

Так выглядел легендарный

Так выглядел легендарный “рафик”.

Зачастую в

Зачастую в “рафиках” убирали часть сидений, чтобы в салон поместилось больше стоячих.

Ближе к 2000-х появились “Богданы” и “Эталоны”. Кстати, первые ездят по Днепру и по сей день.

“Богданы” казались невероятно просторными по сравнению с “газелями”-душегубками. Но летом туда все равно набивалось невероятно много народу, а окна открывались далеко не всегда.

Богдан. Фото: maxiWELL

“Богдан”. Фото: maxiWELL

Куда делись трамваи и троллейбусы?

Троллейбус №9 возле Центрального моста. 1992 год. Фото: gorod.dp.ua.

Троллейбус №9 возле Центрального моста. 1992 год. Фото: gorod.dp.ua.

В начале 90-х маршрутка считалась транспортом для тех, у кого есть лишние деньги. Очень многие маршруты дублировал электротранспорт. Ситуация кардинально изменилась в 1998 году. В августе экономика обвалилась, а финансирование коммунальных предприятий практически сошло на нет.

В 1999 году впервые за два десятилетия город не получил ни одного нового троллейбуса, как впрочем и ни одного трамвая. Но не это было самым страшным – летом началась практика укорачивания, т.е. переделывания в одиночные, сочлененных троллейбусов ЮМЗ-Т1. Всего за текущий год подобным образом было переделано 11 троллейбусов.

1-е трамвайное депо. Фото: сайт КП

1-е трамвайное депо. Фото: сайт КП “Дніпровський електротранспорт”

Тогда же ликвидировали трамвайное депо №1 возле вокзала. На его территории остались только управление, пункт отстоя для служебных вагонов, а в цехах – вагоноремонтные мастерские. Часть территории закрытого депо начали использовать под автомобильную стоянку, а часть вообще продали центральному рынку под торговые площади.

В 2000 году уже не хватало денег и на ремонт подвижного состава, а новые вагоны по-прежнему не привозили. Трамваи и троллейбусы продолжали укорачивать, а маршруты сокращать. Электротранспорт стал проигрывать маршруткам, которые буквально заполонили город. Практически по одному, и тому же маршруту ездили сразу несколько перевозчиков.

Сейчас электротранспорт постепенно восстанавливают. Например, снова ходит троллейбус на Сокол, продлевают линию на Солнечном. Возможно, через какое-то время электротранспорт снова сможет конкурировать с маршрутками, но для этого еще очень многое предстоит сделать.

Источник: ВГороде

Слідкуйте за подіями в наших групах