Уже много десятилетий они молчаливо наблюдают за шумными городскими улицами. Некоторые из них появились еще при Екатринославе, а другие – во времена СССР…
Студенты, рабочие и тайники
Фигуры рабочих на Яворницкого, 55. Фото: Екатерина Шевцова
Знакомство со скульптурами на домах мы начнем с дома на Яворницкого, 55. Здесь находятся сразу 4 таких статуи. Они появились в 1951 году вместе с жилым домом для рабочих завода Карла Либкнехта. Тогда у скульпторов послевоенной эпохи в моде были образы крестьянок, рабочих и матерей с детьми.
На сталинке установили двух рабочих и две фигуры матерей с детьми. Считается, что в одной из фигур был тайник, в котором спрятали все ценности несколько жильцов дома во времена сталинских репрессий . Так это или нет неизвестно, но год назад фигуру одного из рабочих забрали на реставрацию и ничего внутри не нашли. В любом случае сегодня дом на Яворницкого, 55 считается памятником архитектуры (в том числе и благодаря сохранившимся на нем скульптурам).
Интересно, что во времена Екатеринослава популярностью пользовались малые формы. То есть полноценные скульптуры на домах встречались достаточно редко. Обычно здания украшали только головками нимф, валькирий и сатиров. При СССР в моду вошли фигуры людей в натуральную величину. Особенно популярны они были в 1930-е годы во времена так называемого “сталинского ампира”. В этот период появились скульптуры студента и студентки на общежитии строительного института на Гагарина, 33.
Считается, что для успешной сдачи экзамена нужно прикоснуться к одной из скульптур и тогда успех гарантирован. Правда, учитывая расположение фигур, сделать это крайне непросто. Да и можно запросто сорваться с выступа, где находятся скульптуры. Никакие оценки на сессии этого не стоят. Хотя говорят, что несколько безумцев все же пытались прикоснуться волшебным статуям. Слава богу, все остались живы.
Скульптура студента на общежитии на Гагарина, 33. Фото: Андрей Шелковский.
Девушка с волшебным веслом и книга судеб
Дом на Глинки. Фото: Екатерина Шевцова.
Дом на Глинки, 12 затерялся между гигантскими ТРЦ и остановкой общественного транспорта. На самом его вверху притаились скульптуры греческих богов – Фортуны и Гермеса. Хозяин особняка, господин Шабад, попросил установить эти фигуры на фасаде неспроста.
Весло в руках у Фортуны изготовили на заводе Шабада примерно 120 лет. Фабрикант попросил сделать его частью украшения фасада, чтобы продемонстрировать, что его товар качественный и не поржавеет даже под проливными дождями спустя долгие годы. Кстати, весло действительно неплохо сохранилось.
Поговаривали, что металлические изделия на заводе Шабада производят по секретной технологии, которая делала их невероятно прочными и устойчивым к коррозии. Якобы Шабад спрятал документацию по секретному сплаву в тайнике в стене дома. На него указывает лопасть весла.
Еще одна достопримечательность этого дома на Глинки – головы сатиров над окнами. По задумке владельца особняка они должны были олицетворять риск, готовность идти к своей цели несмотря ни на что и один из главных законов, которыми Шабад руководствовался в бизнесе: “Если не нарушать правила, добиться успеха невозможно, ведь их придумывают те, кто уже всего достиг”.
Еще на одном доме неподалеку находится скульптура, которую в народе прозвали “книга жизни”. Речь идет о барельфе на бывшем доме Липмана Йоффе (Воскресенская, 10). Липман Мовшович служил был управляющим Соединенного банка, а также в Совете старшин Екатеринославского общественного собрания. В общем, был местной шишкой. Дела его шли неплохо. К 1914 году Йоффе решился построить сразу 3 корпуса доходных домов в популярном стиле модерн. Позже там планировали достроить еще и 4-ый особняк, но Липман Мовшович обанкротился и куда-то таинственно пропал. Корпус был достроен только в 1931 году. Считается, что на табличке, которая стала частью одного из барельефов под слоем штукатурки спрятано масонское послание. Якобы в нем есть ответ не только на вопрос, куда исчез владелец дома, но и предсказания, которые касаются судьбы города.
Дом на Воскресенской. Фото: Екатерина Шевцова.
Ваза на здании банка на Воскресенской. Фото: Екатерина Шевцова.
Сразу напротив бывшего дома Йоффе находится старинное здание банка. На его крыше за проспектом наблюдают гигантские каменные вазы, которым в этом году исполнилось 107 лет.
При Екатеринославе тут был офис Санкт-Петербургского международного коммерческого банка. Сейчас здание занимает отделение Нацбанка Украины.
На здании изначально стояли 12 ваз. Считалось, что в одной из них есть тайник, в котором была банковская ячейка. Якобы там хранили свои драгоценности губернаторы Екатеринослава. На нужную вазу указывал бюст-кариатиды (изображения молодой женщины с пятиконечной звездой над голов0й). Он сохранился до сих пор, а вот одна из ваз до наших дней не дожила. Сейчас их всего 11. Дело в том, что во времена СССР все вазы сняли с крыши, чтобы “устранить архитектурные излишества”. Их вернули лишь в 2007 году после реставрации фасада.
Но не только вазы исчезали с фасадов старинных зданий. На улице Вернадского,13 с крыши “дьявольского дома” сбежала голова сатира. Исчезла она в 2013 году. До сих пор о сатире ничего неизвестно. Для страховки голову прикрепили цепью, так вот пропала и она. Впрочем о доме давно ходят жуткие легенды. По одной из них, при Екатеринославе особняк принадлежал банкиру Ивановскому, чья беременная жена наложила на себя руки из-за измены любимого мужа. Якобы в память о ней, мужчина попросил скульптора изобразить над окнами особняка валькирий, а в память о не рожденном сыне – фигуру Амура в морской раковине.
“Дьвольский дом” №13 на Вернадского.
Муза и крестьянки на ЦУМе
Фото: Екатерина Шевцова, старое фото: Шукач.
Мало кто помнит, но давным-давно крышу театра Шевченко украшала не муза, а Аполлон. Замена произошла в 1979-ом году.
В те времена, когда на месте театра был Английский клуб, фасад увенчивала статуя Аполлона с четверкой лошадей. Во время реконструкции его место заняла скульптура музы, стилизованная под старину. Ее создали по проекту скульптора Павлова.
Необычная история связана и со скульптурами на ЦУМе. Под самой его крышей находятся фигуры рабочих и крестьянок. Заказывали их в Харькове в 1930-е годы, только не угадали с размерами. Дело в том, что вместо запланированных барельефов изготовили полноценные статуи. Конечно, они просто не помещались на фасаде. Чтобы не вызвать гнев руководства, скульптуры просто обтесали и сделали для них дополнительную опору.
Фигуры крестьянок на здании ЦУМа. Фото: Екатерина Шевцова.
Источник: dp.vgorode.ua