Екатеринославский железнодорожный вокзал был открыт в 1884 году. Одновременно с вокзалом открылось движение по Екатерининской (нынешней Приднепровской) железной дороге и Железнодорожный (Амурский) мост. Вокзал стал одним из знаковых строений Екатеринослава. Это было длинное здание в неорусском стиле, восходящем к архитектуре Руси XVII века, и отличающемся пышностью и массой декоративных элементов. Две массивные башни акцентировали главный фасад. На боковых фасадах красовались характерные крыльца в стиле XVII века.
Здание стало достопримечательностью не только Екатеринослава, но и всего Юга Российской империи. Рассказывает Екатеринославъ — Днепропетровск.
В советский период неорусский стиль подвергся критике как «мелкобуржуазный» и «безвкусный». Еще в 1934 году был разработан проект вокзала в стиле конструктивизм, однако он реализован не был. Старый Екатеринославский вокзал простоял 57 лет. Он был разрушен в 1941 году в результате немецкой бомбардировки. Остов здания сохранялся до конца 1940-х годов и стал одним из символов разрушенного Днепропетровска.
Проект нового днепропетровского вокзала был создан в 1945 году знаменитым архитектором Алексеем Душкиным. К работам приступили в начале 1946 года, но в следующем 1947 году выяснилось, что фундамент сооружения дал просадку. Работы спешно остановили и строительство закончили только в начале 1950-х годов. Алексей Николаевич Душкин работал главой архитектурной мастерской Министерства путей сообщения СССР и стал автором проектов вокзалов в Днепропетровске, Симферополе, Сочи. 1 ноября 1951 года трамваи и троллейбусы впервые прошли по новому кольцу Привокзальной площади, а 3 ноября состоялась торжественная церемония открытия нового вокзала. На ней присутствовало руководство города и области, множество горожан, и сам архитектор Алексей Душкин.
Новое здание вокзала было значительно больше старого. Пассажирские залы, ресторан, гостиница на втором этаже, междугородная телефонная станция, билетные кассы, справочное бюро, телеграф, комнаты матери и ребенка, парикмахерские. Подземные тоннели позволяли одновременно обслуживать пассажирские потоки пяти поездов. Особой роскошью отличался интерьер. Для отделки многочисленных помещений нового вокзала был получен светлый и розовый мрамор с Урала и из Ленинграда. Из Москвы были получены большие художественные люстры. Восхищение вызывала лепка в центральных залах и плафон центрального вестибюля площадью 64 квадратных метра. Интерьер украшали портьеры из бархата, шелка и атласа, паркетные плиточные полы и красивая дубовая мебель.
Газета «Днепровская правда» в традиционном для того времени стиле отмечала: «Тысячи днепропетровцев заполнили вчера новую большую привокзальную площадь города. С радостью и гордостью они отмечали выдающееся событие в жизни индустриального Днепропетровска — ввод в эксплуатацию нового вокзала. Прекрасный подарок к 34-й годовщине Великого Октября получили трудящиеся. Огромное светлое здание вокзала празднично украшено».
Однако за фасадом роскоши таились и проблемы. Как это часто случается с помпезными сооружениями, жертвами прагматизма стали декор и часть элементов фасада. На них попросту сэкономили. Если сравнить первоначальный проект и реальное здание, то в целом очертания и решение фасадов совпадают. Однако на двух башнях у Душкина должны были располагаться танки, которые установлены не были. Не реализованы такие элементы, как картуш с венком в навершии главного фасада, огромные профили Ленина и Сталина по бокам центральной части, барельефы над двумя боковыми портиками. Пилоны башен главного фасада в проекте украшали два огромных обелиска, похожих на египетские, но в реальности эти обелиски установлены не были. Три портика на фасаде решены значительно скромнее, чем в проекте. А портик входа, в проекте выступавший из объема, просто пристроили к фасаду. Тем не менее, реальный вокзал сохранил монументальность и величественные черты, утратив лишь милитаристский подтекст в облике здания.