14 декабря в 1986 году завершилось строительство защитного саркофага над разрушенным четвертым реактором. Поэтому в этот день весь мир вспоминает и чтит подвиг тех, кто ценой собственной жизни и здоровья защитил мир от последствий страшной трагедии на атомной станции. “Афиша” предлагает вам фоторепортаж по пустынным улицам зоны отчуждения.
До 2015 года в Залесье официально был один житель – бабушка Розалия Ивановна, которая очень любила визиты туристов. Увы, она умерла, и село опустело. Визуально это просто место из фильмов ужасов: заброшенные дома со множеством вещей, детских игрушек, поросших мхом, лекарств, газет и открыток. От этой картины кровь стынет в жилах. Здесь не осталось дорог – лишь лес и спрятанные в нем дома. Дозиметр тут не фонит, показатели в пределах нормы.
Авария, по сути, превратила в леса десятки маленьких сел. В некоторые вернулись люди. Их называют самоселами. В одном селе живут две семьи по четыре человека и враждуют – поделили территорию пополам. В другом живут две бабушки, которые также не ладят. Одна другую называет ведьмой из-за того, что к ней часто приезжают туристы. Для здешних жителей туристы – это святое. Они даже на карте отмечают, из каких стран и городов у них были гости. И обязательно угощают чем-то – яблочками или грибами
Далее по пути Копачи — село в четырех километрах от ЧАЭС на правом берегу Припяти в Иванковском районе Киевской области. Его уничтожили в процессе ликвидации. В начале 90-х тут был пункт временной локализации радиоактивных отходов. Здесь сохранился самый жуткий детский сад в мире. Уже при входе в него дозиметр начинает пищать, замеры скачут – такой уровень радиации. Она под ногами, в почве, растениях, дорожной пыли. Становится не по себе, когда на приборе видишь цифру 8,530 микрорентген.
Атмосфера в детском саду страшнее, чем в фильме ужасов. Пустые кровати, брошенные игрушки с черными лицами, безголовые мишки, тетрадки. Записка от мамы, что сегодня ребенок не придет в сад. Жизнь тут кипела и резко оборвалась. Люди спешно собирали вещи. А потом пришли мародеры.
Припять. Город-призрак. Город легенд. Цветущий, весь в розах – таким его показывают в том самом сериале. Сегодня это город шиповника, мертвых зданий и леса.
Тут множество сосен – от маленьких до огромных. Не сдерживаемая ничем природа буйствует и радуется жизни, оплетая мхом и ягодами ржавые автомобили и детские площадки. Ее не пугает радиация, тут все растет и развивается.
В Припяти тихо. Тут в полной мере понимаешь значение этого слова. Шепот здесь звучит, как крик. Звуки дозиметра становятся уже привычным фоном для нашей экскурсии. Среди леса стоят многоэтажки – почти везде разбиты окна. 160 домов, 13 414 квартир, 18 общежитий на 7621 место, восемь семейных общежитий – все это сейчас декорации игры «Сталкер».
В этом месте получаются самые мрачные и одновременно прекрасные фотографии. В некоторых квартирах сохранились мебель, кухонные печки, обломки раковин, обувь. В одном из помещений — труп огромной собаки.
С крыши 16-этажного дома открывается потрясающий вид на город, рыжий лес и реактор. Все это замерло в своей невероятной красоте. Обломанные линии электропередач оплетает мох. Кое-где видны фрагменты дорог. Стадион превратился в лес.
Все собаки тут умеют давать лапу, выполняют команды на десятках языков мира!
Здешнее колесо обозрения – как местная Эйфелева башня. Едва ли не самая популярная локация для фото. И тут всегда очень много туристов
Ржавые аттракционы и карусели фонят. Страшно представить, сколько детей пострадало вследствие аварии. От площади — длинная и тихая дорога через лес. Асфальт сохранился, а на крышах домов уже растут деревья. Природа победила человека. И радиацию.
Мы выходим на финальную точку экскурсии Припяти. Та самая площадь – ресторан, супермаркет, где все еще сохранились тележки и вывески, а также отель «Полісся», Дом культуры с плакатами советской агитации, который так и не дождался 1 Мая.
Как прекрасна в своем мертвом величии загоризонтная радиолокационная станция для системы раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет в городе Чернобыль-2, брошенные ангары, забытые противогазы, журналы с секретными данными, пустые глазницы домов, фантастический лес. Лучше просто увидеть это.
Фото Сергей Бараненко