Львы, тигры, обезьяны, медведи – все эти и многие другие животные давно прописались не только в лесах, саваннах, джунглях, но и зоопарках. А еще – в цирках. Отправляясь на очередное представление в дом под куполом, взрослые, потакая желаниям детворы, обычно интересуются: а какие зверушки там будут? Скоро все может измениться. Украина, вслед за другими странами, медленно, но уверенно движется по пути запрета на использование животных в цирках. Хорошо это или плохо?
Длинная и запутанная история этого вопроса уходит корнями в зарубежный опыт. В то время как большинство стран Евросоюза уже давно и целенаправленно отказываются от цирковых номеров, в которых задействованы животные, Украина пока медлит с принятием конкретных решений. С одной стороны, курс на евроинтеграцию обязывает не закрывать глаза на эту проблему. С другой – нам всегда что-то мешает определиться с судьбой братьев наших меньших: то коронавирус, то экономический кризис.
Многие рассуждают так: тут бы людям нормальные условия жизни обеспечить, а уж с животными потом как-нибудь разберемся. В результате процесс идет черепашьими темпами, даты и сроки введения запрета на животных в цирках постоянно меняются.
Затухшая после прихода пандемии тема вновь воскресла прошлой весной. В СМИ появились сообщения о том, что с 1 января 2022 года в Украине могут запретить использование животных в цирке и контактные зоопарки — соответствующий законопроект №5406 получил заключение комитета Верховной Рады по вопросам евроинтеграции. Под запрет должны были попасть любые цирковые выступления с использованием животных – стационарные и передвижные цирки, а также шапито.
Аргументы парламентариев были такими. Как правило, в цирках не соблюдаются стандарты содержания животных. Их принуждают к исполнению опасных трюков, а также применяют к ним жестокие методы дрессировки. При этом большинство животных забирают из их природной среды, что негативно влияет на экосистему в целом. В результате эксплуатация братьев наших меньших в цирках не приносит никакой пользы, а лишь оказывает негативное влияние на состояние популяций. Зверушек часто недокармливают и причиняют вред их здоровью, что также является жестоким обращением. Поэтому все больше цирков развитых стран отказываются от использования животных. Среди них – Австрия, Венгрия, Греция, Португалия, Италия, Испания, Ирландия, Кипр, Латвия, Литва, Нидерланды, частично – США. Чем мы хуже?
30 июня 2021 года экокомитет Верховной Рады Украины поддержал законопроект №5409 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства по вопросам защиты животных от жестокого обращения в развлекательной деятельности». Он одобрил запрет животных в цирке и их передачу из государственных цирков в центры реабилитации и другие учреждения, определенные законодательством. Однако сказать легко, а вот сделать гораздо сложнее.
2022 год неумолимо приближался, снова наступал коронавирус. И о судьбе цирковых зверушек опять на время забыли. В конце 2021-го о них в очередной раз напомнили представители всеукраинской общественной организации UAnimals. 10 декабря они подарили председателю Верховной Рады Украины Руслану Стефанчуку настоящую звезду KIC8554094, которая с тех пор стала называться Stefanchuk-5409. Зачем? Таким посланием из космоса зоозащитники призывали Стефанчука наконец-то поставить на голосование законопроект №5409 о запрете цирков с животными.
Через три дня председатель ВРУ подарок отработал. Однако номер этого законопроекта в повестке заседания Верховной Рады оказался аж 28, и потому шансов на то, что его рассмотрят, оказалось очень мало. Но активисты UAnimals не сдавались: 15 декабря они провели возле украинского парламента допотопный митинг. На акции активист-динозавр призвал депутатов отказаться от развлечений каменного века и запретить цирки с животными, приняв законопроект. Их аргументы впечатляли: согласно недавно опубликованному исследованию агентства Kantar, 57% украинцев поддерживают запрет цирков с животными, а против выступают всего лишь 22%.
Дрессировщики и администрация домов под куполом тоже не сидели сложа руки. 14 декабря 2021 года директора государственных цирков Украины обратились в парламент с открытым письмом. Естественно, в нем содержалась просьба не запрещать участие животных в цирковых представлениях. Они уверяли, что методы дрессировки не предполагают издевательства или жестокого обращения. К тому же обвинили зоозащитников, что те планируют приватизировать цирковые комплексы Киева, Харькова, Днепра, Одессы, Львова, Кривого Рога и Запорожья.
«Это приведет к тому, что целый кластер артистов-дрессировщиков потеряет работу, а зрители перестанут посещать цирковые представления. Зоозащитники делают громкие заявления, не представляя никаких доказательств либо предоставляя лишь видеодоказательства из одной страны-агрессора. Они не хотят сами приходить в ответ на многочисленные приглашения дрессировщиков и наблюдать за гуманными методиками воспитания и тренировки животных», – говорится в обращении.
При этом директора государственных цирков согласны отказаться от эксплуатации животных, но только по условиям закона Украины «Об основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2030 года», который запрещает диких животных в цирках. Если государство пойдет им навстречу, то до 2030 года цирки успеют переформатировать свои программы под домашних животных или вообще придумают и поставят шоу без их участия. А дрессировщики выиграют время и совместными усилиями с зоопарками и реабилитационными центрами подготовят необходимую базу для цирковых животных, которые покинут арену. Пока вопрос по-прежнему висит в воздухе, мы собрали различные мнения по этому вопросу.
“То, что в украинских цирках издеваются над животными, полный бред. У так называемых зоозащитников нет доказательств – ни фото, ни видео. Я не раз им предлагал: давайте поставим камеры на репетициях, в вольерах. Чтобы все увидели наши «издевательства». Я с 14 лет занимаюсь конным спортом. С лошадями два десятка лет, например, красавца Алана взял к себе двухлетним жеребцом, сейчас ему уже 22. Есть у меня и пони, которым больше 20 лет. Всего у нас женой Ольгой сейчас 12 животных – три лошади и девять пони. Наша база находится в харьковском цирке, мы много раз гастролировали в Днепре“, – рассказал дрессировщик с 20-летним стажем, Андрей Спектор.
“Все животные для нас как дети, им постоянно нужно объяснять, что такое хорошо и что плохо. Но воспитательный процесс и избиение – это, согласитесь, разные вещи. Мы никогда не бьем своих питомцев. Все лошади едят у меня сахар с губ. Почему? Они доверяют мне. Разве возможен был бы такой тесный контакт, если бы мы над ними издевались? Для своих питомцев я и друг, и ветеринар, и психолог. Полтора года назад я стал председателем общественной организации «Созданы друг для друга», которая защищает права прирученных человеком животных. Считаем, что они должны жить не в зоопарке, а с хозяином. Мы проводили эксперимент: собирали подписи под письмом о том, чтобы оставить зверей в цирках. В результате из полного зала в 2 тысячи человек его не подписали только 10. Если закон вступит в силу, я вообще не представляю, куда нам девать лошадей. В заповеднике типа «Аскании-Новой» они не выживут. Там зимой температура опускается ниже +15, они к таким условиям не привыкли – сразу подхватят воспаление легких“, – говорит дресировщик.
Модератор пресс-центра «Наше місто», Юлиана Каракаш, уверена: цирк без животных – это красиво.
“Считаю, что цирк с животными может развить в ребенке неправильное понимание того, как нужно относиться к братьям нашим меньшим. Дети будут думать, что зверушки созданы для развлечения, что эксплуатировать их, зарабатывать на них – это нормально. Но ведь любые животные, даже собачки и котики, это наши домашние любимцы. Они точно не должны нам служить. Мы должны любить их, заботиться о них. А дикие животные – волки, медведи, львы – должны обитать в своих естественных условиях. Их ни в коем случае нельзя отлавливать для того, чтобы наряжать в странные костюмы, гонять по арене, делать из них клоунов. Животные точно рождены не для этого“, – поделилась Юлиана Каракаш.
“Начиная с 2018 года, я регулярно хожу на шоу «Ночь в цирке», которое проходит в Днепровском государственном цирке. Мне очень нравятся выступления акробатов, гимнастов, эквилибристов, танцоров, жонглеров, и это логично. Их труд оплачивается, они работают не за морковку или кусок мяса. И чувствуют себя полноценными артистами. Их никто не унижает, не избивает. По телевидению я не раз видела материалы, полученные благодаря скрытым камерам. Они демонстрируют правду о том, как дрессируют животных. Это очень страшно. Например, в Индии слонов за непослушание просто отстреливают. Цирк без животных – это красиво. Качественное шоу поднимает настроение и не оставляет никакого негативного впечатления. Когда я была на цирковых шоу без зверушек, видела среди зрителей немало детей. Они ярко выражали свои эмоции, было видно, что им нравится то, что им показывают, о скуке речь не шла. Так что однозначно такие зрелища будут востребованы в нашей стране”, – считает девушка.
Директор Днепровского государственного цирка, Виктор Шабатько, уверяет: с таким подходом у украинского цирка нет будущего.
“Вы заметили, что в последние несколько лет в наших цирках все меньше животных? Их просто невозможно доставить к нам на гастроли из другой страны, да и наших вывезти проблематично. Для этого нужно оформлять массу документов – сплошная бюрократия. В киевском цирке есть львы и тигры, но их к нам привезти тоже непросто из-за карантинных ограничений. Постоянно общаясь друг с другом, мы, директора украинских цирков, не понимаем, что делать. Ситуация близка к тупиковой. Многие дрессировщики бросили от безысходности свое дело, которым занимались десятилетиями целые династии. Сейчас уже не редкость, когда ведущие цирковые артисты работают таксистами или курьерами в службе доставки. Увы, с таким подходом в украинского цирка нет будущего, его уничтожают. Сегодня лишь 30% наших расходов покрывают дотации от государства, остальные деньги мы должны заработать сами. Поэтому вынуждены ставить высокие цены на билеты. Можно сказать, что государство бросило нас на произвол судьбы – что хотите, то и делайте. Очень хотелось бы сделать в здании цирка ремонт, обновить фасад, только на какие средства? Я 30 лет проработал с медведями. Да, я не Кличко и не Усик, но мы всю Европу объездили, везде Украину представляли. Потом мы с женой передали животных своим детям, которые тоже успешно занимались дрессурой. Но и они были вынуждены оставить эту профессию“.
Алексей Зубенко, днепровский зоозащитник, считает, что животным не место в цирке.
“Я полностью поддерживаю запрет – животным не место в цирках. Считаю, это пережиток прошлого, варварская традиция, хуже гладиаторских боев. В начале прошлого века в цирках выставляли напоказ людей с отклонениями, это считалось нормой. Но времена меняются. И сейчас еще есть люди, которые считают, что животным в цирке весело, что о них там заботятся. Но это не так. Люди просто не знают, не видят всего, что происходит за сценой. Условия жизни у животных ужасные, не говоря уже о том, что это просто не их естественные условия. Они не игрушки, не способ развлечения. Они заслуживают как минимум свободы, не говоря уже о других благах. В цирке могут выступать люди, артисты, которым это нравится, которые осознанно к этому пришли. А не потому, что их поймали и выдрессировали. Лично я не сталкивался со случаями жесткого обращения с животными со стороны дрессировщиков. Но видел такие материалы, в том числе и с зарубежными цирками, после чего их запретили в Европе. У нас, к сожалению, это все туго идет. В маршах зоозащитников я участвую с 2018 года – спустя год после того, как переехал в Днепр. До этого я больше занимался «пиаром» бездомных животных. Я фотограф, потому получалось красиво сфотографировать котов и собак в приютах, чтобы они быстрее нашли себе семью. Животные дома у меня были всегда, есть и сейчас. В детстве был метис овчарки, сейчас в квартире живут коты. Было три, но, к сожалению, одна кошка умерла несколько месяцев назад. Оставшиеся два котика живут в отличных условиях. Друзья говорят, что мы их слишком балуем. Но мы просто их любим и стараемся сделать все для их максимального комфорта и здоровья. Оба наших питомца из киевского приюта, вполне возможно, что в ближайшее время у нас появится еще одна кошечка”.
Юлианна Кокошко.