Перед последними парламентскими выборами ЦИК насчитала в Украине 35,5 млн избирателей.
Это вместе с теми, кто находится на оккупированных территориях. Установить избирательный адрес Центризбирком смог в 34,5 млн человек. При этом с учетом тех граждан, которые выбыли (а это еще один миллион), получается 33,5 млн.
Для того чтобы посчитать, сколько всего людей проживает в Украине, надо добавить к упомянутым 33,5 млн количество лиц моложе 18 лет. Сколько таких людей, неизвестно, ибо, как оказалось, статистика учитывает “трудоспособный ” и “нетрудоспособный” возраст, а он в нашей стране наступает раньше, чем приобретается избирательное право, – с 15 лет. Следовательно, можно говорить только о том, какой процент от общего числа составляет доля населения в возрасте от 0 до 14. А она составляет 14,8%. Данные, правда, старые – за 2014 год, а свежих просто нет.
Итак, детей в Украине, которые не достигли трудоспособного возраста, должно быть примерно 5,8 млн. 33,5+5,8=39,3 млн. Остается еще незначительная прослойка лиц в возрасте от 15 до 18, но вряд ли даже вместе с ними мы выйдем на цифру в 42,3 млн, которую якобы фиксируют сейчас.
Говорим “якобы”, потому что все подобные подсчеты являются очень условными. Корректные данные могла бы дать только перепись населения, но она не проводилась с 2001 года. Двадцать лет назад украинцев преследовали лозунги “Нас должно быть 52 миллиона”, то есть как минимум столько, сколько было на момент распада СССР. Но “рекорд” повторить не удалось, и следующие два десятилетия забрали еще 10 млн. И это без учета тех граждан, которые, к счастью, не умерли, а просто уехали за границу. Таких, по некоторым (и тоже непроверенным) данным, еще 5-6 млн.
Готовимся к зиме
Сколько нас осталось? Какие мы по возрасту, полу и образованию? Сколько нас трудоспособных? Наш трудовой потенциал? Ответы на эти вопросы, как и проблемы демографического развития, должны стать первоочередной задачей для власти, которая заботится об интересах государства”, – отмечает Галина Климович, бывшая следователь ГПУ по особо важным делам.
И все это вполне уместно, но есть одна поправка. Справедливости ради спрашивать о подобном стоит не только новую команду, которая только пришла к власти, а ее предшественников. За пятилетнюю каденцию Порошенко с переписью также не торопились. Правда, в апреле 2018 года премьер Владимир Гройсман на своей странице в Facebook написал, что “надо готовиться к переписи населения”.
Состояние подготовки означало, что в декабре 2019-го пройдет “пробная перепись”, которая охватит отдельные районы Киева и области. Собственно, до декабря остается меньше чем полгода, но премьер к тому времени уже сменится, и правительство будет другим. Итак, подхватит ли инициативу новая власть? Ничего конкретного об этом сказать пока нельзя.
Деньги как камень преткновения
Не ясно и то, в какую сумму может обойтись Всеукраинская перепись населения в 2020 году.
В Государственной службе статистики, как и в Министерстве экономического развития и торговли, заявляют, что цифра станет известна только после принятия бюджета на следующий год. В 2017-м вице-премьер Павел Розенко говорил, что подсчет украинцев будет стоить не менее 2 млрд грн. А директор Института демографии Элла Либанова указывала сумму в 3 млрд грн.
“Все упирается в то, что на проведение переписи требуется огромная сумма – до 4 млрд грн, – озвучивает еще один вариант расходов представитель президента в Верховной Раде Руслан Стефанчук. – Планировалось закупить планшеты, затем их передать в школы. Мы сейчас ищем оптимальный вариант, как удешевить и до конца этого года провести перепись. Вместо планшетов мы предлагаем провести его все же в бумажном варианте”.
Но проблема не в планшетах. Наиболее затратная часть переписи – открытие центров накопления информации и обучения переписчиков. Чем больше выделят денег, тем больше откроется таких центров, тем эффективнее будет перепись. В 2001-м для переписи набрали около 250 тыс. временных сотрудников. По информации Госстата, в 2020 году будут нанимать около 100 тыс. человек.
Однако, возможно, дело не только и не столько в деньгах. Перепись населения может открыть много нюансов, которые не понравятся властям. Так считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. “Нас ждут местные выборы, где результат определяется считанными голосами, поэтому проводить перепись населения власти невыгодно, – говорит он. – Ее результаты изменят социологические выборки, ограничат возможности спекуляций с бюллетенями. В общем, создадут проблемы для власти”. Бортник прогнозирует, что Всеукраинская перепись состоится в промежутке между 2021 и 2024 годом, в период политической стабильности.
Если только эту стабильность удастся достичь.
Почему нужна перепись?
В эксклюзивном интервью 112.ua Владимир Пилипенко, юрист и представитель Украины в Венецианской комиссии 2013-2017 годов, отметил следующее. “Украина – единственное в Европе государство, где перепись населения не проводилась 18 лет. Хотя, по правилам ООН, ее необходимо организовывать каждые 10 лет. Если все-таки перепись состоится и нам обнародуют реальные цифры, то это кардинально изменит пенсионную и социальную картину в целом.
Неправильное количество населения – это ошибки в прогнозе внутреннего потребления, неточности в расчетах объемов социальной помощи, невозможность рассчитать нагрузку на инфраструктуру и составление прогнозов развития трудового потенциала. По данным Госстата, на учете стоят 17 млн граждан, из которых 16 млн – трудоустроены. Но при численности населения в 42,5 млн трудоспособных должно быть около 23 млн. То есть безработных у нас не один миллион, а семь. При этом мы планируем масштабную пенсионную реформу, не имея представления о том, сколько именно человек могут платить взносы в Пенсионный фонд.
Если у нас действительно 7 млн потенциальных плательщиков, то пенсионная реформа приобретает другую форму.
Надо тогда не повышать пенсионный возраст, а просто дать людям работу. Мы же исходим из того, что трудовые резервы исчерпаны, потому что у нас нет достоверных данных о демографической ситуации. Если будем знать правдивые цифры, то надо будет пересматривать также реформу здравоохранения, монетизации льгот, программу “Социальное жилье” и т.п.
Кроме того, Минсоцполитики ограничивается официальной регистрацией переселенцев – около 1,5 млн. Но сколько из них реально живет на подконтрольной территории и в каких именно регионах, ведомство не знает. Замечу также, что в Украине до сих пор не создан единый реестр льготников. Одних только транспортных льготников у нас 12 млн. А динамику миграционных процессов последних лет из-за конфликта на востоке вообще никто не отслеживает”, – говорит эксперт.
Пилипенко добавляет: “Каждое ведомство защищает свою базу данных, поскольку открытие этой базы и перекрестные проверки могут выявить фиктивные данные – “мертвые души”. Я уже не говорю о всех тех трудовых мигрантах, которые покинули страну за последние годы. Это миллионы.
Понятно, что обнародование правдивой статистики отразится на имидже Украины, ведь Запад увидит, куда направлялись все те миллиарды средств, которые годами получала Украина на реформирование. Это еще один имиджевый удар, без которого, однако, мы не сможем двигаться вперед и строить нового качества партнерские отношения с западными коллегами.
Но кому выгодны все эти спекуляции с переписью населения? “Мертвые души” позволяют получать бюджетное финансирование под “дутые” цифры льготников, а также привлекать средства от международных доноров под различные “реформы”. Кроме того, легче скрыть масштабы вымирания страны. Да и выборы фальсифицировать гораздо удобнее в условиях отсутствия объективной информации о количестве избирателей”, – резюмирует наш собеседник.
Источник: 112.ua