Днепровский актер, продолжатель уникальной творческой династии, один из героев только что завершившегося 71-го Каннского кинофестиваля Сергей Витальевич Смеян в эксклюзивном интервью Городскому сайту – о предопределенности своей судьбы, трудностях актерской профессии, впечатлениях от Каннского кинофестиваля и своем будущем…
Сергей Смеян сыграл одну из главных ролей в фильме украинского режиссера Сергея Лозницы «Донбасс», который был продемонстрирован на Каннском фестивале. Фильм «Донбасс», сценарий которого основан на документальных материалах и рассказывает о событиях на востоке Украины и о людях, которые переживают трагические события и входят в историю, открыл конкурсную программу в секции «Особый взгляд» 71-го Каннского фестиваля. По итогам фестиваля этот фильм завоевал одну из наград кинофорума – «За лучшую режиссуру».
Отметим, что фильм «Донбасс» – не только украинское детище, картина создавалась в сотрудничестве с Германией, Нидерландами, Францией и Румынией. Украинцы смогут увидеть фильм в кинотеатрах уже до конца 2018 года. Подробней о содержании фильма, рассказывающем о жизни в ДНР и ЛНР.
К нашему же региону фильм имеет самое прямое отношение. Во-первых, съемки фильма проходили в Кривом Роге и вызвали огромный переполох, поскольку в городе заметили флаги с запрещенной символикой ДНР и ЛНР, которая использовалась при съемках. Во-вторых, одну из главных ролей в нем сыграл наш земляк, актер Днепровского Академического театра драмы и комедии (бывший имени Горького) Сергей Смеян.
На сцене – с 8 лет
– Вы – актер в третьем поколении. Это обязывало выбрать для себя театральную судьбу?
– Конечно! Я с детства не думал о том, что стану пожарным или космонавтом – представлял себя только на сцене. Я и вырос фактически на сцене. В киевских театрах имени Франко и оперетте, где служил мой знаменитый дедушка, первый в украинском театральном мире лауреат премии имени Шевченко Сергей Константинович Смеян. На сценах днепропетровского театра Шевченко, театров Полтавы, Херсона, где выступал мой отец Виталий Сергеевич. На сцене ставшего для меня родным театра Горького, которому 15 лет отдала мама Лариса…
– Помните свое первое выступление?
– Можно сказать, что на сцене я – с восьми лет, – улыбается Сергей. – В таком возрасте я сыграл эпизодическую роль в спектакле «Порог» на сцене театра Горького. Мою мать в спектакле играла моя настоящая мама, что помогло мне побороть страшный мандраж.
– Кто все-таки в большей степени предопределил выбор актерской профессии?
– Я рано остался без родителей. Мне было 11 лет, когда в 1985 году не стало отца. Это был страшный удар для семьи и меня, и я бесконечно благодарен мужу маминой сестры Владимирову Федосееву, который стал для меня вторым приемным отцом. А в 1996 году умерла мама… Все же судьба родителей в главной степени предопределила выбор. В школе всегда занимался в театральной самодеятельности, – с 1 по 10 класс проучился в днепропетровской школе №100. Лет с 14 уже осознанно готовился к поступлению в Киевский государственный институт театрального искусства имени Карпенко-Карого. У нас был отличный курс – среди выпускников 1996 уже много заслуженных, народных…
15 лет вне мира искусства
– И в какой театр вы поступили служить после окончания этого знаменитого института?
– Да ни в какой… На 15 лет я вообще выпал из мира театра и искусства. Время было жесточайшее, в украинских театрах и кино был полный развал. На зарплату актера в 20 долларов в месяц физически выжить было невозможно. И я преклоняюсь перед коллегами, которые в смутные 90-е служили Мельпомене. Я же занимался бизнесом – в Киеве, на западной Украине.
– Директор Днепровского Академического театра драмы и комедии Леонид Фурсенко рассказывал мне недавно о том, как по просьбе вашего дедушки «вызволил» вас из одного провинциального театра и пригласил в Днепр…
– Так оно, в сущности, и было, и я очень благодарен Леониду Иосифовичу Фурсенко и художественному руководителю нашего театра Жану Александровичу Мельникову за то, что помогли вернуться мне в родной город. До этого, в 2011 году, я поступил в труппу Волынского академического театра. Почему? Что-то щелкнуло в душе, понял, что дальше без творчества, без театра не могу. А вскоре и приглашение в театр Горького поступило.
– И каким стало возращение в родной город?
– Теплым, светлым, с большими надеждами… Я переезжал в родной город, где до этого 20 лет бывал только наездами, на могилах родителей, уже семейным человеком. С женой Людмилой, которая терпит меня уже 11 лет. С сыном Димой, а уже здесь родилась дочь Даша…
– Вы удовлетворены тем, как сложилась судьба в театре драмы и комедии?
– Не удовлетворен. Но не хочу говорить о негативе… Самым светлым стал последний год, когда был поставлен потрясающий спектакль Алексея Клейменова «Про Федота…». Я в составе и еще одной новой интереснейшей работы – «Пожалуйста, угощайтесь!» Валерия Зубчика, но работу над ним, каюсь, я во многом пропустил из-за задействованности в съемках.
Днепру не говорю «прощай»
– Но с сегодняшнего дня я – уже не актер театра драмы и комедии, – огорошил Сергей Смеян. – Подал заявление на увольнение.
– Вот так новость! Почему? Это – последствие успеха в Каннах?
– Нет, на успех в Каннах коллеги отреагировали очень доброжелательно! Я не собираюсь бросать театр и надеюсь найти работу в одном из театров Киева. Ухожу, потому что не вижу здесь перспективы в целом. Перспектива же заключается в кино. Вот только кино в Днепре нет. До фильма «Донбасс» у меня было около 20 ролей в сериалах. В театре мне шли навстречу, отпускали, но так бесконечно продолжаться не может…
«Донбасс» страшен своей правдивостью
– Печально… Тогда вспомните историю фильма «Донбасс». Как вы были отобраны для съемок в нем?
– В прошлом году помощница Сергея Лозницы Мария Шустова приезжала в наш театр и проводила кастинг актеров. Через время в театр приехал и сам Сергей Лозница, беседовавший с каждым из претендентов и отобравший для участия в съемках Арсена Босенко, Андрея Мельникова и меня. Мои коллеги тоже сыграли в фильме, который состоит из 12 новелл о жизни в ДНР и ЛНР. У них роли в одной из новелл.
– А кто ваш персонаж?
– «Воин в балаклаве» – полковник российской армии, советник ДНР. Персонаж, страшный своей готовностью исполнить любой приказ, человек-скала.
– Как вы лично относитесь к событиям последних лет в Украине? Насколько легко было сыграть такой образ?
– С 2014 года я на четкой проукраинской позиции. Конечно, за эти четыре года было множество боли и разочарований. Но в этом виновата не страна Украина, а ее руководители!.. Вживаться в такой образ было не очень легко, но интересно. Я не поддерживаю, но понимаю позицию людей в Донбассе, в России. После этого фильма такого понимания стало чуточку больше…
– Украинские зрители фильм увидят только в конце осени. О чем же он?
– Я не могу раскрывать подробности сюжета. Скажу только: это странный и страшный фильм о жизни в «народных республиках». В нем нет рек крови и ужаса боевых действий, но война незримо присутствует в каждом кадре. Хотя Сергей Лозница заявлял фильм как комедийный, но звучащий в нем юмор – страшен. Например, в фильме ополченцы играют свадьбу, и прямо на ней, между делом, заявляют: «Ну что, погуляли – поедем, постреляем?..». Вот из такого сюрреалистического сплетения будней и войны и соткан фильм… Съемки завершились 29 марта, а до 9 мая, когда фильм был заявлен к показу на фестивале, предстояло выполнить огромную работу по монтажу, озвучиванию. Успели!
Канны – город-праздник
– Чем вам запомнилось сотрудничество с Сергеем Лозницей?
– Сергей Владимирович – гениальнейший режиссер современности, который представил на Каннском кинофестивале уже четвертый свой фильм! Он – интеллигентнейший мастер режиссуры, умеющий в трех словах объяснить поставленную задачу. Работает по европейской модели, с обязательным предварительным обсуждением сцен, с репетициями, и такая подготовка значительно облегчает съемки. Вышедший из мира документального кино, эту документальную достоверность он привносит и в художественное кино.
– С кем из интересных людей познакомились на съемках фильма и на Каннском кинофестивале?
– Со многими актерами, чьи имена уже прозвучали в мире кино! С замечательной актрисой из Латвии Жанной Лубгане и опытнейшим румынским актером, кинорежиссером Валериу Андриуцэ. С талантливейшими российскими актерами, которые не побоялись преследований на своей родине и приняли участие в съемках – Александром Замураевым, супругами Светланой и Сергеем Колесовыми и многими другими. И, разумеется, с украинскими звездами Георгием Делиевым, Натальей Бузько, Людмилой Смородиновой, с которыми выпала честь представлять фильм в Каннах.
– Когда вы узнали, что поедете в Канны? Как вас принимали, где вы размещались?
– О том, что мне посчастливилось оказаться включенным в состав творческой группы, представляющей фильм, узнал за 10 дней до выезда. Принимали и размещали великолепно, для нас снимали отдельные квартиры, я жил с Георгием Делиевым. С ним познакомился на съемках и сразу ощутил созвучие душ! В Каннах почти все свободное время проводили с ним…
– Какое впечатление от города и фестиваля?
– Канны – город-праздник, в котором счастье накрывает волной. Атмосфера сказки, в которой окружают сотни тысяч улыбок. Я давненько не был за границей, а во Франции вообще не доводилось бывать. Поэтому по-особому воспринималось нахождение в стране, где люди получают достойную зарплату, у них не болит голова о том, как заплатить за коммуналку и сэкономить на кусок мяса. Правда, учтем, что Канны – это город даже не миллионеров, а миллиардеров.
Фестивальный зал аплодировал «Донбассу» стоя
– А как принимали на фестивале фильм?
– Каннский кинофестиваль – единственный из крупных, на который билеты не продают, а выдают пригласительные не случайным людям, а ценителям и специалистам. И на нем отсутствует традиция толерантности, когда вежливенько хлопают всем работам. Если фильм не понравился – свистят и улюлюкают! Так вот, показ нашего фильма завершился стоячей овацией! И это при том, что публика, как мне кажется, не смогла воспринять все нюансы работы. Например, лингвистические. В «Донбассе» – очень тонкая языковая градация: украинские граждане говорят на нашей мове, русские – на своем языке, жители Донбасса – на суржике. Вся эта игра слов и наречий была во многом нивелирована единым английским переводом.
– Как вам показалось, в мире не устали от украинской темы?
– Весь мир устал уже от этого. Но поддерживает нашу страну и хочет скорейшего наступления мира в единой Украине.
– После успеха в Каннах почувствовали себя звездой?
– Да какая я звезда? О том, как актер провинциального театра вдруг пробился на красную дорожку Каннского кинофестиваля, можно снимать отдельный фильм-фантасмагорию. Это – огромный опыт, шаг вперед.
– И куда этот шаг мечтает сделать Сергей Смеян?
– Хочется работать, быть востребованным! Надеюсь и на продолжение сотрудничества с Сергеем Лозницей, с которым уже говорили о следующем проекте, съемки которого начнутся в конце этого года. А как все сложится, покажет время… Я уезжаю из Днепра, но он остается моим родным и любимым городом!