Дом с шаром, или Проклятие часовщика. Афиша Днепра

Дом с шаром, или Проклятие часовщика

  • Категорія:
  • Новини

Там, где сейчас расположена полукруглая и полупустая стекляшка «Ротонда», раньше стоял большой красивый четырехэтажный дом в стиле модерн дореволюционной постройки, с башенкой и стеклянным шаром на юго-западном углу крыши. Каковым его, шара, было предназначение, было неизвестно. Может быть, чисто декоративное, чтобы выделить дом среди окружающих его зданий. Однако были и такие, кто считал его в каком-то роде магическим. До революции, пока дом был частной собственностью, поговаривали, что шар приманивает для хозяина клиентов, что отводит порчу и сглаз завистников, что аккумулирует энергию и даже якобы может выполнять желания, если правильно их загадывать. А еще о том, будто внутрь шара вмурована самая большая драгоценность владельца – бабушкино колье с тринадцатью изумрудами, приносящее удачу.

Дом с шаром, или Проклятие часовщика. Афиша Днепра

По легенде, в шар на крыше владения Грановского «на удачу» было вмуровано бабушкино колье с тринадцатью изумрудами

Возведен этот необычный дом был в 1913 году на месте двухэтажной торговой лавки, а его проектировщиком стал екатеринославский архитектор С. Виленский. Этот подзабытый ныне зодчий, о котором история не сохранила даже имени – известны только его инициалы С.В., указанные в списке жителей Екатеринослава в «адрес-календаре» на 1915 год, – до революции был одним из наиболее востребованных: он построил также гостиницу «Астория», доходный дом Андриевских на углу улицы Казачьей и Садовой и фасады домов Первого Екатеринославского домостроительного общества (ПЕДО) на улице Казачьей, в одном из которых в 1918 году родился Александр Гинзбург (Галич). Все эти издания стоят до сих пор, кроме дома с шаром.
Идея водрузить на крыше стеклянную кругляшку принадлежала заказчику и владельцу дома Борису Грановскому. Это был известный ювелир города, у которого покупали украшения самые знатные дамы Екатеринославского общества. Ибо таких эксклюзивных коллекций, какие были у Грановского, найти в другом месте было невозможно. На верхних этажах его дома размещались жилые комнаты, гостиные, помещения для контор, которые сдавались внаем, кабинет хозяина, спальни, а первые два занимала ювелирная мастерская, арендуемое фотоателье, магазинчики и салон, где продавались не только украшения, антиквариат и старинные поделки, но и часы всевозможных размеров, форм и марок.
И с ними связана любопытная легенда. Согласно ей, ровно за год до Октябрьской революции в мастерскую зашел некий мужчина, выглядевший довольно бедно. Вид его был изможденным, а одежда – сильно поношенной. Назвавшись часовщиком, он без всяких предисловий открыл свой старый дорожный баул и выложил из него семь карманных часов, изготовленных в середине 19 века, но выполненных почему-то в стиле 16-го. В ту далекую эпоху часы имели лишь одну часовую стрелку, у них не было стекла на циферблате, зато с обратной стороны они обладали открывающейся крышкой, куда часто помещались фотографии, рисунки или портреты барышень.

Дом с шаром, или Проклятие часовщика. Афиша Днепра

Сейчас на месте легендарного дома стоит стекляшка торгового центра «Ротонда»

Свое имя часовщик не назвал, но рассказал, что когда-то был подмастерьем Федора Ковальского, который считался первым часовых дел мастером в Екатеринославе. И о нем стоит сказать несколько слов. Переехал Ковальский в город на Днепре из белорусского Дубровно по указу Екатерины Второй. 30 мая 1793 года за три года до своей смерти императрица распорядилась, чтобы «крестьянские семейства Дубровенской суконной, часовой и позументной фабрик и свечных мастеров, по открытию первого подножного корма из прежних своих жилищ в Екатеринослав отправить». Прибывших переселенцев (всего 285 семей -1792 человека) собрали в безымянном поселении, которое потом стали называть Дубровенским, а затем – Слободой Сурской по названию реки Сура, впадающей в Днепр. Среди переселенцев были первоклассные часовщики – выпускники Дубровенской казенной фабрики-школы, принадлежавшей Потемкину. Одним из них был Федор Ковальский. Предприимчивый мастер вместе с товарищами открыл на казенной фабрике в Екатеринославе часовую мастерскую, которая вскоре переросла в отдельную фабрику и заняла лидирующие позиции по производству часов в Российской империи. Ее изделия на равных конкурировали даже со швейцарскими часами. Многие экспонаты были столь оригинальны, что даже сейчас вызывают удивление современных часовщиков: к примеру, «дилижансные» часы с тремя заводами, или фузионный механизм на цепях Гауза. Сам же Ковальский в середине 19 века даже выдвигался на должность городского головы и владел участком на углу Торговой площади и Большой дороги.
И вот бывший подмастерье столь легендарной личности осенним днем 1916 года предстал пред ее очи.

Странный посетитель ювелирного салона Грановского предложил ему необычную сделку. С одной стороны, он хотел продать свою коллекцию часов. А с другой… Но по порядку.
Предложенные часовщиком часы были абсолютно одинаковыми, за исключением помещенных за крышкой, с обратной стороны, рисунков, на которых были изображены пасторальные сценки: вот юноша смотрит на девушку неземной красоты, вот они знакомятся, и юноша склонился в легком поклоне, будто готовясь поцеловать ручку барышне, вот они идут вместе под ручку, вот девушку увозят в карете, а юноша в отчаянии смотрит ей вслед, вот ее венчают с каким-то человеком, на много лет ее старшим, они стоят в церкви, глаза у новобрачной печальны, а по щеке скатывается слеза, вот юная жена лежит в постели, она бледна и изнурена долгой болезнью. И, наконец, последняя сценка, изображающая похороны: женщина – еще более красивая, чем в жизни – лежит в гробу, вокруг него – ее степенный муж, отец с матерью, какие-то родственники, все рыдают, мать готова упасть в обморок, и ее поддерживает муж, а чуть в стороне, у соседней могилы стоит знакомый нам юноша и тоже тихо плачет. Семь сценок – семь часов – семь эпизодов скоротечной жизни. И две разбитые судьбы.

– Это дочка Ковальского, Аннушка, – ответил гость на немой вопрос Грановского. – Остальное вы уже знаете.
Домыслить трагедию, исходя из рисунков, было несложно. Подмастерье влюбился в дочку хозяина, но отец, который сам был выходцем из бедной семьи, не желал для дочери повторения своей судьбы. Он нашел для нее более выгодную партию и против ее воли отдал замуж за богатого купца. От страданий и печали девушка заболела (то ли чахоткой, то ли малокровием, точно неизвестно) и вскоре умерла. А влюбленный в нее часовщик в память о ней изготовил коллекцию, запечатлевшую историю их любви и разлуки. Почему он при этом выбрал тяжеловесный стиль 16 века, осталось загадкой. По одной из догадок, Анна увлекалась эпохой Возрождения, что и обусловило такой выбор.
Одно в этой истории казалось странным: Ковальский жил в начале и первой четверти 19 века. И ежели молодым на тот период было лет по восемнадцать, то к 1916 году часовщику должно было стукнуть около ста лет или свыше. Между тем он выглядел лет на сорок – сорок пять. Выдумал ли он эту историю, чтобы набить цену своему товару, или это был уже его сын, Грановский так и не узнал. Однако первая версия вскоре отпала сама собой, поскольку цену за свой товар часовщик назвал если не смехотворную, то намного ниже себестоимости своей продукции: по 5 рублей за каждый экземпляр, всего за всю коллекцию – 35 рубликов. Для сравнения: в те годы корову можно было приобрести за три-четыре рубля, а за 30 купить хороший дом.
Однако при этом странный гость поставил одно условие (тот самый нюанс сделки): все часы следовало продать только тем покупателям, в семьях которых была девушка по имени Анна. В противном случае они, по его словам, принесут в их дом несчастье.
– Беда в этом случае постигнет и ваш шар, – напоследок пообещал продавец.
Невзирая на столь неприкрытую угрозу, ювелир подмахнул выгодный договор, ну а потом то ли забыл о данном часовщику обещании, то ли не придал ему важности, то ли заподозрил в нем вора, по дешевке сбывающего украденное. Довольно быстро он продал по завышенной цене все семь экземпляров часов, хотя они по нынешним временам казались хоть и красивыми, но довольно громоздкими и неудобными в обращении. А потом, как и предсказывал часовщик, началась полоса неудач. Четверо покупателей неожиданно обанкротились, и один из них пустил себе пулю в лоб, еще один через месяц после покупки часов внезапно скончался, еще одного ограбили и убили на улице, а другой бесследно пропал.
После революции вынужден был эмигрировать и Грановский. Дальнейшая его судьба неизвестна. Не обошла беда стороной, как и предрекал часовщик, и сам стеклянный шар вместе с домом, крышу которого он венчал со стороны главного проспекта. В 1942 году немцы взорвали здание, а восстановить его после освобождения города так и не удалось. Говорят, что перед взрывом немцы расстреляли в нем несколько сот жителей, их кости якобы и мешали восстановлению дома. По другой версии, в дом Грановского попал снаряд во время боёв за город осенью 1941 года. Его руины были разобраны только во второй половине 1950-х годов. И на этом месте долгое время был пустырь. Встретила я и версию о том, будто этот дом можно было увидеть еще в 60-х годах, что подтверждала и его фотография.
Истину в этот вопрос могут внести только старожилы. Возможно, кто-нибудь из них и вспомнит этот дом и его историю?

Источник: dv-gazeta.info

Слідкуйте за подіями в наших групах