Названия многих днепровских улиц связаны с определенными событиями или людьми, оставившими след на страницах богатейшей истории нашего города и края. Полшага направо от проспекта Яворницкого в сторону Центрального моста — и мы на улице Гопнер, после переименования — Магдебургского права. О самых знаковых моментах в ее «жизни» рассказал кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского национального исторического музея им. Д.И. Яворницкого Максим Кавун.
Гостиная без гостиниц
Сегодня эта, на первый взгляд ничем не примечательная улица, — короткий транспортный «коридор» от проспекта Яворницкого к Новому мосту. По ней безостановочно проносятся автомобили, практически лишая людей возможности безопасно перейти проезжую часть. Все главные исторические события в жизни улицы происходили, когда она была «тихой» и практически пешеходной. По словам Максима Кавуна, улица Гопнер (Магдебургского права) — одна из древнейших улиц Екатеринослава. «Она расположена в пределах первых кварталов, заложенных в 90-х годах XVIII столетия. Свое первое название — Гостиная — получила только в 1860-х годах. В это время между улицами Московской и Харьковской возвели Гостиный ряд с купеческими лавками. Автором проекта был брат писателя Федора Достоевского — Андрей Достоевский, который работал губернским архитектором с 1860 по 1865 годы. Небольшая улочка, расположенная рядом, получила название Гостиной, — говорит историк. — Интересно, что на ней никогда не было известных гостиниц, тем не менее, ее историческое название просуществовало ровно 100 лет».
Театр и Джигиты
Улица обрела известность в связи с тем, что 26 октября 1847 года на ней открылся первый постоянный театр Екатеринослава. «Здание, «весьма щеголеватое», построил на свои деньги купец Абрам Луцкий — один из богатейших людей города. Театр был не только зрелищем, но и главным местным клубом, куда приезжали и себя показать, и на других посмотреть. Уровень игры актеров оставлял желать лучшего. В 1873 году случился курьезный эпизод, — отмечает Максим Кавун. — Давали пьесу «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого. Актер Бураковский настолько бездарно играл роль Бориса Годунова, что из первого ряда сначала встал, а потом выбежал зритель. Позже выяснилось, что это был автор пьесы. Вскоре по его распоряжению она была запрещена к постановке во всех провинциальных театрах России. Сам же театр Луцкого существовал еще около 40 лет. В 1856 году в Екатеринославе была основана табачная фабрика Иосифа Джигита, расположившаяся напротив театра. С тех пор для горожан слова «табак» и «сигареты» ассоциировались с брендом «Джигит», по фамилии караимской династии купцов Джигитов. В 1914 году на фабрике работало 365 человек, ежегодно она производила 13 тысяч пудов (208 тонн) курительного табака и сигареты. В начале XX века на углу улиц Гостиной и Еврейской (ныне Шолом-Алейхема) находилась уже не только фабрика, но и трехэтажный доходный дом в стиле эклектики. «Империя» Джигитов с предприятиями табачной, бакалейной и винной торговли, распалась еще до революции».
Островки старины
О миллионерах Екатеринослава вспоминают разве что историки. Более стойкой оказалась память о революционерах. С 1966 г. Гостиная стала именоваться улицей Гопнер — в честь большевички Серафимы Гопнер (партийные клички «Маша» и «Наташа»).
В 1917 г. она была одним из лидеров екатеринославского Совета, а в 1918 г. руководила компартией Украины. После революции работала в Коминтерне, имела ученую степень доктора исторических наук, — рассказывает Максим Кавун. — Еще один из «главных» большевиков города Эммануил Квиринг с 1917 года возглавлял местный Совет, затем руководил губернией, а со временем — украинской компартией (фактически был главой Украины). В 1939 году попал под «расстрельную» статью». Обе партийные знаменитости жили в самом импозантном доходном доме, украшенном башней и богатым декором, который сохранился до наших дней под №2. Еще один островок старины — дом №3, олицетворение знаменитого екатеринославского кирпичного стиля. Дом №4 много лет стоит в руинах и вряд ли дождется реконструкции. В 1928 г. на улице появился четырехэтажный корпус швейной фабрики им. Володарского. Это здание было признано уникальным памятником промышленной архитектуры конструктивизма, но после реконструкции его внешний облик существенно изменился.