История Днепра: тихая улица для революционеров и миллионеров (Фото). Афиша Днепра

История Днепра: тихая улица для революционеров и миллионеров (Фото)

  • Категорія:
  • Новини

Названия многих днепровских улиц связаны с определенными событиями или людьми, оставившими след на страницах богатейшей истории нашего города и края. Полшага направо от проспекта Яворницкого в сторону Центрального моста — и мы на улице Гопнер, после переименования — Магдебургского права. О самых знаковых моментах в ее «жизни» рассказал кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского национального исторического музея им.  Д.И. Яворницкого Максим Кавун.

Гостиная без гостиниц

Сегодня эта, на первый взгляд ничем не примечательная улица, — короткий транспортный «коридор» от проспекта Яворницкого к Новому мосту. По ней безостановочно проносятся автомобили, практически лишая людей возможности безопасно перейти проезжую часть. Все главные исторические события в жизни улицы происходили, когда она была «тихой» и практически пешеходной. По словам Максима Кавуна, улица Гопнер (Магдебургского права) — одна из древнейших улиц Екатеринослава. «Она расположена в пределах первых кварталов, заложенных в 90-х годах XVIII столетия. Свое первое название — Гостиная — получила только в 1860-х годах. В это время между улицами Московской и Харьковской возвели Гостиный ряд с купеческими лавками. Автором проекта был брат писателя Федора Достоевского — Андрей Достоевский, который работал губернским архитектором с 1860 по 1865 годы. Небольшая улочка, расположенная рядом, получила название Гостиной, — говорит историк. — Интересно, что на ней никогда не было известных гостиниц, тем не менее, ее историческое название  просуществовало ровно 100 лет».

Театр и Джигиты

Улица обрела известность в связи с тем, что 26 октября 1847 года на ней открылся первый постоянный театр Екатеринослава. «Здание, «весьма  щеголеватое», построил на свои деньги купец Абрам Луцкий — один из богатейших людей города. Театр был не только зрелищем, но и главным местным клубом, куда приезжали и себя показать, и на других посмотреть. Уровень игры актеров оставлял желать лучшего. В 1873 году случился курьезный эпизод, — отмечает Максим Кавун. — Давали пьесу «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого. Актер Бураковский настолько бездарно играл роль Бориса Годунова, что из первого ряда сначала встал, а потом выбежал зритель. Позже выяснилось, что это был автор пьесы. Вскоре по его распоряжению она была запрещена к постановке во всех провинциальных театрах России. Сам же театр Луцкого существовал еще около 40 лет. В 1856 году в Екатеринославе была основана табачная фабрика Иосифа Джигита, расположившаяся напротив театра. С тех пор для горожан слова «табак» и «сигареты» ассоциировались с брендом «Джигит», по фамилии караимской династии купцов Джигитов. В 1914 году на фабрике работало 365 человек, ежегодно она производила 13 тысяч пудов (208 тонн) курительного табака и сигареты. В начале XX века на углу улиц Гостиной и Еврейской (ныне Шолом-Алейхема) находилась уже не только фабрика, но и трехэтажный доходный дом в стиле эклектики. «Империя» Джигитов с предприятиями  табачной, бакалейной и винной торговли, распалась еще до революции».

Островки старины

О миллионерах Екатеринослава вспоминают разве что историки. Более стойкой оказалась память о революционерах. С 1966 г. Гостиная стала именоваться улицей Гопнер — в честь большевички Серафимы Гопнер  (партийные клички «Маша» и «Наташа»).

В 1917 г. она была одним из лидеров екатеринославского Совета, а в 1918 г. руководила компартией Украины. После революции работала в Коминтерне, имела ученую степень доктора исторических наук, — рассказывает Максим Кавун. — Еще один из «главных» большевиков города Эммануил Квиринг с 1917 года возглавлял местный Совет, затем руководил губернией, а со временем — украинской компартией (фактически был главой Украины). В  1939 году попал под «расстрельную» статью». Обе партийные знаменитости жили в самом импозантном доходном доме, украшенном башней и богатым декором, который сохранился до наших дней под №2. Еще один островок старины — дом №3, олицетворение знаменитого екатеринославского кирпичного стиля. Дом №4 много лет стоит в руинах и вряд ли дождется реконструкции. В 1928 г. на улице появился четырехэтажный корпус швейной фабрики им. Володарского. Это здание было признано уникальным памятником промышленной архитектуры конструктивизма, но после реконструкции его внешний облик существенно изменился.

Слідкуйте за подіями в наших групах