В дореволюционном Екатеринославе (Днепре) были две военные Крестовоздвиженские церкви. Ежегодно 27 сентября под их сводами проходили праздничные богослужения, приуроченные к престольному торжеству. К прискорбию, оба этих храма были уничтожены атеистическим режимом советской власти. Рассказывает сообщество Екатеринославъ — Днепропетровск.
Когда Екатеринослав зарождался как губернский центр, в нем практически сразу были размещены некоторые военные части. В конце ХVIII века в городе формировали новую армию для защиты отвоеванных у турок земель. Во время Крымской войны 1853-56 годов в Екатеринославе постоянно находились военные части, интендантские учреждения и госпитали. А после войны в городе был расквартирован штаб и два полка 34-й пехотной дивизии: 133-й Симферопольский и 134-й Феодосийский. Первый размещался в казармах ниже 2-й Бригадной улицы (нынешняя ул. Героев Крут (бывш. ул. Фурманова), второй — в казармах по Лагерной улице (ныне пр. Гагарина).
В 1885 году Городская Дума выделила Военному ведомству участок на пересечении 2-й Бригадной и 1-ой Казарменной (ныне Академика Чекмарева) улиц, для строительства военного храма. Небольшая деревянная церковь была построена в 1885 (86) году. В историю она вошла как «Первая», а позже «Старая военная» церковь. Архитектура храма значительной ценности не имела. Внутри он также был неприглядный — низкий, маловместимый, темный и холодный — он не соответствовал требованиям, предъявляемым к городским гарнизонным церквям. В 1906 году было принято решение о строительстве новой военной церкви, но офицеры решили сделать в старой капитальный ремонт и начали для этого сбор средств. В 1913 году церковь была отремонтирована внутри и обложена кирпичом снаружи.
Вопрос о строительстве новой гарнизонной церкви не остался без внимания. В начале ХХ века командование дивизии получило деньги на строительство еще одной военной церкви. Место для нее выбрали на площади Абрамовича. Так тогда назывался большой, незастроенный участок между улицами Меткой (Чернышевского), Нагорной (Паторжинского), Жуковской (Жуковского) и Семинарской (сейчас ул. В. Моссаковского (бывш. ул. К Цеткин). А свое название площадь получила по имени купца Абрама Абрамовича, который жил на Жуковской улице.
Закладка нового Крестовоздвиженского храма, получившего в народе название «Новая военная церковь», состоялась 17 апреля 1911 года. Строительство проходило достаточно быстро, ведь в качестве рабочей силы были задействованы солдаты гарнизона. 23 сентября 1912 года новая церковь была освящена. Крестовоздвиженский храм был возведен по типовому проекту военных храмов архитектора Федора Вержбицкого, утвержденного Строительной комиссией в 1901 году. Построенный в неорусском стиле, с одним куполом и колокольней, храм архитектурно не выделялся из множества таких же, разбросанных по просторам страны. Всего в Российской Империи к 1917 году было выстроено около 60-и таких церквей. Снаружи храм был обнесен железной решеткой на каменном цоколе.
Не будучи интересным внешне, Крестовоздвиженский храм имел очень интересные внутренние настенные росписи, которые выделялись не только мастерством исполнения, а и оригинальностью изображения святых. Часть внутренних стен интерьера и купол церкви расписал талантливый украинский художник Ефим Михайлов, который во время строительства этой церкви проходил службу в войсках расквартированных в Екатеринославе.
В советские времена военные Крестовоздвиженские храмы были ликвидированы. В январе 1930 года решением окрисполкома была закрыта Старая церковь, а в декабре 1932-го закрыли и Новый храм. Старая военная церковь была уничтожена в конце 1930-х годов. Со временем на ее месте построили среднюю школу №10. Новой же повезло немного больше: в ее стенах после переоборудования, в результате которого храм потерял купол, колокольню и некоторую архитектурно-церковную атрибутику, разместилась пиротехническая фабрика.
В годы немецкой оккупации в Крестовоздвиженском храме были возобновлены богослужения. После войны приходская жизнь продлились до начала 1953 года, когда церковь снова была закрыта и передана Инженерно-строительному институту (ныне Академия строительства и архитектуры). Руководство ВУЗа храмовое здание приспособило под спортзал, который действовал в нем до постройки нового спортзала. А в настоящее время бывшая церковь приспособлена под складское помещение. Остатки Крестовоздвиженского храма сегодня представляют собой печальное зрелище — его апсида снесена, а со стороны северного, южного и западного фасадов в 1960-е годы были сделаны различные пристройки.
Удивительно, но по сей день частично сохранились храмовые росписи, которые открыл для современников краевед Анатолий Фоменко в 2001 году. На так называемых парусах, на которые опирался купол храма, сохранились изображения апостолов Матвея, Марка, Луки и Ивана с их символами: ангелом, львом, тельцом и орлом, а также Богородицы с ангелами. Несмотря на то, что росписи получили серьезные повреждения, особенно Богородица, они и теперь удивляют своею оригинальностью и мастерством изображения сюжетов. Учитывая безусловную художественную ценность того, что осталось от росписей, и неблагоприятные условия в которых они находятся, необходимо взять под охрану и сохранить для будущих поколений то, что еще осталось от памятника православной истории Екатеринослава начала ХХ века.
Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ — Днепропетровск»
по материалам сайта <ераrhia.dр.uа>
Источник: Вести Приднепровья