Культовые: лучшие украинские мультфильмы всех времен. Афиша Днепра

Культовые: лучшие украинские мультфильмы всех времен

  • Категорія:
  • Новини

Некоторые пророссийские политики пошли дальше и в эфире ныне запрещенного указом президента канала начали жаловаться, что украинские дети не смогут посмотреть советские мультфильмы.

Творческое объединение Укранимафильм возникло в окрестностях Киева на базе студии научно-популярного кино Киевнаучфильм в конце 1950-х годов. Творческой команде объединения удалось не только продолжить традиции первых межвоенных украинских мультфильмов, но и создать ряд самобытных образов. Мультфильмы Приключения капитана Врунгеля (1976-1979), Доктор Айболит (1984-1985), Остров сокровищ (1986-1988) и многие другие стали символами украинской анимационной школы, а также – незабываемыми образами детства не одного поколения зрителей.

1. Приключения Перца (1961)

Экологический триллер Приключения Перца, который и по сей день не теряет актуальности, стал первым анимационным фильмом вновь созданного Творческого объединения художественной мультипликации при Киевнаучфильме. Двадцатиминутный мультфильм, созданный по злободневным сюжетам из культового сатирического журнала Перец, снимали почти два года выдающиеся кинематографисты.

Авторами фильма стали без преувеличения пионеры украинской анимации Ирина Гурвич и Ипполит Лазарчук. В частности, последний был режиссером постановщиком мультфильма Тук-Тук и его приятель Жук (1935) – мультфильма, от которого историки кино ведут отсчет украинской анимации. Музыку к фильму пишет легендарный Оскар Сандлер, композитор, среди прочего, активно сотрудничавший с эстрадным дуэтом Тарапуньки и Штепселя.

Более того, на непростых съемках Приключений Перца закалились грядущие классики украинской анимации: Владимир Дахно (Как казаки…, Энеида), Давид Черкасский (Остров сокровищ) и Евгений Сивоконь (Человек и слово (1973)).

2. Как козаки в футбол играли (1970)

Трио козаков подстрекают Сечь к победам на футбольных полях Европы. Под аккомпанемент Козачьего марша, с помощью хитрости, гопака и характерництва козаки поочередно драматично побеждают рыцарей, мушкетеров и английских джентльменов. Причем британцы из команды Остров терпят поражение с фантастическим счетом 3-13, что позволяет козачеству получить золотой кубок из рук самой королевы.

Второй фильм из цикла Владимира Дахно о неизменных Грае, Оке и Туре повторил успех первой части – созданной на три года раньше пилотной серии Как козаки кулеш варили.

Безопасный в советское время юмористический модус обращения к козацкой теме, точные насмешки над национальными стереотипами и прямолинейный оптимизм главных героев позволили авторам только в классической версии выпустить девять серий о козаках (1967-1995), каждая из которых пользовалась неизменным интересом у зрителей всех возрастов.

3. Как кормили медвежонка (1976)

Папа-медведь в стильной белой кепке Чернигов (чем не идея для мерча?) и мама-медведица решительно настроены накормить сына кашей. Огромный спойлер: каша так и останется в тарелке; но в медвежьей семье все равно воцарятся любовь и согласие.

В маленьком восьмиминутном этюде режиссера Киевнаучфильма, архитектора по первому образованию Ефрема Пружанского будто оживают и начинают двигаться страницы обычного детского рисованного журнала, с их забавными молчаливыми персонажами и поучительными головоломками. А саундтрек композитора Геннадия Саська не лишен модного “усатый фанк”-вайба.

Как аниматор Пружанский, среди прочего, причастен к созданию Приключений казака Энея Нины Василенко – экранизации Котляревского, которая на 22 года опередила невероятную Энеиду Владимира Дахно.

4. Алиса в Стране Чудес (1981)

Девочка Алиса случайно проходит сквозь зеркало и попадает в невероятный мир. Там она заводит дружбу с цветами, Шалтаем-Болтаем, шахматными фигурами и попадает в водоворот интриг в борьбе за корону.

Элегантный и гротескный фильм Алиса в Зазеркалье – как и ее приквел Алиса в Стране Чудес – были созданы Ефремом Пружанским по мотивам текста культового британского фантаста Льюиса Кэрролла. Причем экранизация этих произведений в пределах соцреалистической советской культуры была возможна только в виде анимации с активным закадровым комментарием. Слишком двусмысленно и контркультуро выглядели все эти «бармаглоты», «черные королевы» и «зеркальное молоко» в эскапистские времена «застоя».

Сценаристом фильма (как и Алисы в Стране Чудес) был Евгений Загданский – легендарный соавтор фильмов Феликса Соболева и редактор студии Киевнаучфильм.

5. Остров сокровищ (1986-1988)

Работник портового трактира Джимми Хокинс отправляется в экспедицию на поиски сокровищ капитана Флинта. У него есть карта, которую принес в трактир тяжело больной Билли Бонс, и команда опытных помощников-моряков – но некоторым из них не следует доверять.

Двухчасовой пересказ английской приключенческой классики с сюрреалистическим слэпстиком, не уступает лучшим образцам Hanna-Barbera, намеками на западную поп-культуру, авангардистскими «ракурсами» камеры, да еще и широкими игровыми вставками в жанре перестроечной рок-оперы: одним словом – главный шедевр в блестящей карьере Давида Черкасского.

До того, напомним, режиссер уже создал сериалы Приключения капитана Врунгеля (1976-1979) и Доктор Айболит (1984-1985), но Остров оказался радикальнее: крайне идиосинкратический, с черным пиратским чувством юмора, многослойными визуальными гегами и принципиальным отсутствием фирменного советского снисхождения в разговоре с детьми.

6. Засыплет снег дороги… (2004)

Однажды зимним вечером пожилой мужчина, попыхивая трубкой у камина, вспоминает самые трогательные моменты своей жизни. В его памяти возникают и исчезают, словно следы на снегу, воспоминания о беззаботном детстве, юности, которая пришлась на годы войны, печальные потери и победные салюты, любви и теплых семейных прогулках. Компанию ему составляет лишь верный пес – один из героев и соучастников его давних впечатлений.

Лирический «фильм-ностальгия» или «фильм-воспоминание», как его называет автор, рефлексирует о том, как работает память человека. Ощущение тепла и близости автор передает не только в содержании, но и в технике создания фильма. Различных оттенков белого он достигает, используя соль и обжаренную манку, черный цвет дает уголь.

Музыку к этому фильму, как и в большинстве других работ режиссера, создал выдающийся композитор Вадим Храпачев. Мультфильм имел успешную фестивальную карьеру, в частности получил главный приз в номинации Лучший анимационный фильм на фестивале в Клермон-Ферран.

 

Слідкуйте за подіями в наших групах