В днепровских театрах и по работе, и по зову сердца я бываю часто. К сожалению, нередко приходится наблюдать такую картину: на спектаклях с участием заезжих звезд аншлаги. Хотя зачастую сама постановка не то что оваций, даже скромных аплодисментов, бывает, не заслуживает. Тем не менее имена актеров, известные публике по сериалам, художественным фильмам, буквально творят чудеса: билеты раскупаются, как горячие пирожки. А вот спектакли, в которых на сцену выходят исключительно днепровские актеры, такой популярностью, увы, обычно не пользуются… И как объяснить неискушенному зрителю, что наши ничем не хуже, а зачастую даже лучше так называемых звезд? И в кино сниматься они тоже очень даже могут, нужно только дать им шанс. И уж они его не упустят!
С актером Днепровского академического театра драмы и комедии Яковом Ткаченко мы встретились после репетиций его новой роли в спектакле «Дядюшкин сон». На этой сцене он сыграл немало разноплановых ролей: Джон Смит в «Слишком женатом таксисте» Р. Куни, Перчик в «Мир дому твоему» Шолома-Алейхема, Хелио в «Дикаре» А. Касона и многие другие. Успел попробовать свои силы и в режиссуре: несколько лет назад Яков, будучи выпускником Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого, поставил спектакль «Река на асфальте». Словом, театр давно стал для него вторым домом. Но и кино с недавних пор занимает в его жизни важное место. Полнометражные художественные фильмы «Червоный», «Припутни» уже прошли в украинских кинотеатрах. За лучшую роль второго плана в «Припутнях» Яков Ткаченко в апреле номинировался на престижную кинопремию «Золота дзига» — украинский «Оскар». Так что – знай наших!
— Яков, с чего все начиналось?
— Сначала, конечно, был Днепропетровский академический театр русской драмы им. Горького – сюда я пришел 18 лет назад, после окончания Днепропетровского театрально-художественного колледжа. Приняли меня хорошо, много ролей, все – на аншлагах. Было бы плохо – я бы ушел, не в моем характере терпеть дискомфорт. А когда появилась работа в кино, конечно, я сразу почувствовал, что жить в Киеве было бы удобнее. Тем не менее пока переезжать не собираюсь, а там, как говорится, видно будет.
— Как днепровский актер может попасть в большое кино? Поделитесь секретом.
— У всех пути разные, у меня, можно сказать, все решил случай. Несколько лет назад в Днепре проводился кастинг актеров на участие в фильме «Червоный». Мне позвонил товарищ по колледжу, попросил организовать это мероприятие в нашем театре. Я согласился. В результате кастинг-директор заметила меня и пригласила на съемки. Сам я попасть на экран особо не стремился, ведь тогда украинского кино, по сути, еще не было. Снимались один-два фильма за пять лет. Только сейчас, пожалуй, оживление начинается… В «Червоном» я сыграл узника ГУЛАГа – воина УПА. Съемки проходили в Кривом Роге: на карьере, в штольнях. Там построили лагерь, в котором мы фактически жили два месяца, поскольку съемки не только дневные, но и ночные. Местным жителям из ближайших домов это не очень нравилось — большая массовка, выстрелы, взрывы пиротехники… Для меня, конечно, все было впервой – очень интересно!
А через несколько месяцев после «Червоного» та же кастинг-директор Алла Самойленко прислала мне новый материал и предложила записаться на пробы. Я отправил свою видеозапись, и вскоре меня утвердили на роль в «Припутнях». Это фильм о современной жизни в провинции. В прокате его жанр обозначили как «житейская комедия», там звучит музыка группы «ВВ». Хотя на самом деле это, скорее, трагикомедия, в которой переплетены судьбы украинцев, которые живут в маленьких городах, селах, разговаривают на суржике и погрязли в своих проблемах. Припутни – это название реального села в Черниговской области, в тех краях и проходили съемки. А еще припутень – это голубь, который живет в лесу, но иногда прилетает к людям. Вроде бы он дикий, а вроде бы и домашний – все время мечется, как многие из нас… Я играл неуравновешенного алкоголика Славика со сломанной судьбой. Зрители приняли фильм неоднозначно, разделились на два лагеря: те, кому он очень понравился, и те, кому категорически не пошел. Но, думаю, очень важно, что в финале картины, который получился открытым, у всех персонажей появляется шанс на то, чтобы их жизнь стала лучше. Это то кино, которое заставляет думать. Фильм «Припутни» на «Золоту дзигу» выдвигался в 11 номинациях – так что уровень ленты действительно высокий. Взял, правда, только одну – за лучшую женскую роль второго плана награду получила Нина Набока. Фаворитом во многих номинациях в этом году стал фильм «Киборги».
— Уверена, что на этом вы не остановитесь. Что дальше?
— В марте нынешнего года всемирно известный режиссер Агнешка Холланд начала в Украине съемки истории о Гарете Джонсе — фильм основан на реальных событиях. Действие происходит в 1930-е годы. Главный герой – британский журналист, который первым взял интервью у Гитлера, когда тот пришел к власти. А потом задался целью взять интервью у Сталина и приехал для этого в Советский Союз. В Москве Гарет Джонс сбежал от сопровождавших его товарищей и рванул в Юзовку, нынешний Донецк. И увидел своими глазами все ужасы Голодомора. Конечно, его вскоре поймали и отправили обратно в Лондон. Там он написал статью, благодаря которой весь мир узнал правду о «счастливой» жизни в СССР. Съемки продолжаются, они идут в Киеве, Харькове, Польше, а завершатся в Шотландии. Главную роль играет восходящая звезда Голливуда Джеймс Нортон. Я отснялся в начале марта – сыграл секретного агента, который разыскивает сбежавшего журналиста. Премьера запланирована на 2019 год, рабочее название фильма – «Гарет Джонс».
— Ох, боюсь, после таких киноуспехов променяете вы Днепр на Киев – театр вас не удержит…
— Пока что меня действительно многое держит здесь: пожилые родители, жена, маленький сын… Герману всего годик, от первого брака есть еще девятилетний Даниил. Сравнивать работу в кино и театре невозможно, они очень отличаются друг от друга. В театре каждый раз один и тот же спектакль получается разным – он растет, меняется… В кино же то, что отснято, изменить невозможно. Мне нравится, как ответил на подобный вопрос Аль Пачино. Он сказал примерно так: если вы положите на сцену канат и попробуете по нему пройти – это будет кино. А если этот же канат поднимите метров на пять над сценой, подвесите и пойдете – получится театр. Здесь нужно обдумывать каждый шаг – шанса что-то исправить нет. В кино же главное – типаж, крупные планы. Сейчас украинская киноиндустрия наконец-то начала оживать – правда, не все наши фильмы попадают в прокат и сопровождаются достойной рекламой. Увы, многие зрители о них даже не знают. Но хорошо уже хотя бы то, что кастинг-менеджеры наконец-то обратили внимание на украинских актеров, которых еще недавно затмевали приглашенные российские звезды. А еще расширяется география съемок, они все чаще проходят не только в Киеве, но и по всей Украине. Надеюсь, что меня ждут и новые интересные роли в театре, и заметные киноработы.