Такие сказки как “Золушка” или “Красавица и Чудовище” так прочно укоренились в нашей культуре, что в них сложно рассмотреть архаичные стереотипы и предубеждения. Автор книги “Сказки и феминизм” Дональд Хаас советует родителям скептически читать детские истории и вдумчиво просматривать мультики, чтобы противостоять этому. Издание Independent приводит в пример 5 самых распространенных сказочных стереотипов, которые не стоит поддерживать.
Женщины – это пассивные барышни, которых могут спасти исключительно мужчины
Белоснежку, Золушку, свящую красавицу объединяет один факт – их всех спасает прекрасный Принц. Он – воспетая карикатура уже давно не актуального мужества. Такой стереотип вредит как мужчинам, так и женщинам.
“Это добавляет ненужного стресса обоим полам. Особенно женщинам, которые считают, что они должны следовать традиционной западную модель женственности”, – говорит доктор Виктория Шовунми, что читает лекции по гендерных исследований в Университетском колледже Лондона (UCL).
Брак – лучшая награда
“Давай поженимся и умрем в один день” – этот лозунг не совсем подходит для нынешнего столетия, однако на нем базируются такие сказки как “Русалочка”, “Золушка” и “Спящая красавица”. Дело не только в браке. Такие сказки часто обесценивают профессиональные, финансовые или социальные успехи и редко о них вспоминают. Шовунми утверждает, что основной посыл таких сказок: не быть в браке – это неудача.
“Любовь рассматривают лишь в контексте брака, а не как философское понятие”, – говорит она.
Сказкам не хватает расового, физического и сексуального разнообразия
Классическая диснеевская принцесса худая, красивая и чаще всего белая. Исключения – принцесса Жасмин, Покахонтас, Мулан, но доминирует именно белое лицо. Вторая проблема – нереалистичные стандарты тела Белль или Ариэль. Если ребенок впервые читает эти истории, такие эстетические стандарты могут ему навредить. Главный посыл таких стандартов: красота и счастье – синонимы стройности.
Когда в сказках Диснея изредка появляются персонажи с размерами “плюс сайз”, они или типичные антагонисты, как мачеха Русалочки Урсула, или символизируют образ матери, как чайник миссис Поттс в “Красавица и Чудовище”. И все персонажи почти всегда гетеросексуальные.
Женские персонажи сидят дома
Еще одна общая черта диснеевских принцесс – их повышенная домовитость. Белль стала горничной чудовища и только так смогла спасти отца. Золушка обречена на мытье полов. А Белоснежка должна обслуживать семь гномов.
Второй образ женщины – злая мачеха, сестра, ведьма
Героини сказок – не только хозяюшки. Там есть злые феи, мачехи и отвратительные сестры. Женские персонажи коварные друг к другу и отвергают саму идею сестричества.
Издание добавляет, что сказки – отличная возможность вдохновить детей на креативную дискуссию. Но родителям стоит быть осторожными и критичными, чтобы не навязывать детям устаревшую идеологию.