09/10
Концерты
The HARDKISS. Акустика
27/08
Концерты
Призрак оперы
Вкус кино на фестивале: Театральный фургон (1953) в Днепре, 31 августа 2019, Арт-центр Квартира, цена на билеты, отзывы, дата, Афиша Днепра
30/11
Концерты
Сергей Притула. Юмор-шоу Варьяты
23/08
Концерты
Jerry Heil
19/09
Концерты
Ольга Горбачева
Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной (ФОТО)

  • Категория:
  • Новости

Комментарии: (0)

Берег Днепра от железнодорожного моста, кончая Литейной улицей — один сплошной лесной склад. Это центр лесного рынка, где происходит продажа, скупка и распилка леса. Сюда приплывают плоты, здесь они разгружаются.

На берегу несколько лесопилок, заваленных днем и ночью работой, особенно в летнее время. Вообще днепровский берег крайне запущен и засорен. Благодаря отсутствию всякого надзора, он в последнее время превратился в сплошной свалочный пункт (свидетельство очевидца 1910 года, «Южная заря», Екатеринослав, 1914 г.)

Набережная – промзона

Такой была екатеринославская набережная от начала после официального основания города на правом берегу Днепра. До начала XX века выхода к берегу практически не было. Затем его оборудовали на ул. Иорданской (Коцюбинского) для проведения праздника Крещения. Однако и пускали туда далеко не каждого. На выходе к Днепру для екатеринославских VIP-персон устроили платные закрытые купальни, к которым вели дощатые мостки. Сами купальни размещались на сваях в 20 метрах от берега.

Екатеринославская набережная

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

С течением времени лесные предприятия вдоль Днепра сменили промышленные, берег был хаотично «усеян» пристанями и торговыми помещениями.

Днепропетровск 1930-х годов все так же не имел выхода к Днепру.

Набережная – «спасательный круг» от наводнений

В средине 30-х годов XX века власти всерьез задумались о благоустройстве города и его прибрежной зоны. Идее образцового, культурного, социалистического города способствовала разработка нового генерального плана Днепропетровска в 1933 году, а также сооружение плотины ДнепроГЭС. Согласно плану, гранитная набережная должна была выполнять функцию защитного барьера от наводнений, а вдоль ее планировали разместить административно-культурный центр — дом Красной армии, Радиотеатр, Аэроклуб и многое другое.

Дом Красной Армии должен был стать одним из самых грандиозных зданий набережной.

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша ДнепраПроект Дворца Красной Армии

«Основу планировочной композиции составлял зрительный зал на 900 мест с громадными фойе, сценой с порталом в 13 метров и оркестровой ямой, рассчитанной на 60 человек. В левом крыле располагались малый киноконцертный зал на 300 мест, столовая на 300 мест, детские комнаты. На плоской крыше размещался летний ресторан. Правое крыло было занято бассейном с вышкой для прыжков, спортзалом, помещениями учебной группы и библиотекой. Крыша дворца должна была использоваться для занятий спортом. В здании предполагалось создать музей рабоче-крестьянской Красной Армии и гостиницу для приезжих офицеров. Вокруг предполагался парк и комплекс открытых спортплощадок. С Днепром дворец должен был быть связан широкой гранитной лестницей с пристанью», — описывает проект историк Валентин Старостин.

Стоит ли говорить, что наполеоновские планы так и не были реализованы. Строительство ДКА к 1941 году было полностью остановлено. Годы войны привели объект в полный упадок. До начала 1960-х годов участок уже не привлекал к себе внимания архитекторов. В итоге его отдали «УкрГИПРОМЕЗу».

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша ДнепраНабережная в районе будущего ГИПРОМЕЗа. Конец 1950-х годов.

Новое здание «ГИПРОМЕЗа» после завершения строительства, буквально несколько лет, пробыло эмблемой современности. Набережная разрасталась, а вместе с ее ростом приходили новые символы, каждый из которых был всё современнее и современнее.

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Железная дорога на набережной

По факту к благоустройству набережной приступили в 1934 году. До 1940-х удалось лишь упорядочить небольшой участок от улицы Воскресенская до Железной (Миронова). В середине 1930-х гг. возвели облицованную гранитом подпорную стенку, а в 40-х работы велись между улицами Харьковской и Воскресенской. Дельнейшей реализации поставленных планов помешала война.

Набережная, во всей полноте смысла слова, появилась в 60-х – начале 70-х годов благодаря Борису Мильману и ряду других не менее знаменитых инженеров и архитекторов. Под его руководством строительство городской набережной велось интенсивно и целенаправленно: от парка Шевченко до Старого моста. Прибрежную зону облагораживали с использованием уже существующих довоенных построек.

Земснаряды в акватории Днепра намывали песок, подравнивали береговую линию. Затем берег укрепляли, прокладывая огромный железобетонный коллектор. Он был такой большой, что в нем мог проехать легковой автомобиль.

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

«В конце 40-х годов, когда завод Петровского работал на полную мощность, мы столкнулись с проблемой: куда девать шлак и мусор? Напрашивался вариант – сдвинуть шлак с берега Днепра в воду, чтобы образовалась «полка» — основание для строительства набережной. Эта идея была принята. От завода Петровского вдоль Днепра потянулась десятикилометровая железнодорожная ветка. Специальные вагоны-думкары доставляли на берег отходы и выгружали их. Затем все разравнивали бульдозеры. Работы продолжались довольно долго и закончились во второй половине 1960-х. Но сооружение получилось необыкновенное», — поведал некогда В. Деревянко, бывший директор Металлургического завода им. Г.И. Петровского.

С железнодорожной веткой связано еще несколько интересных историй. Одна из них гласит, что перед прибытием в Днепропетровск Никиты Хрущева перед причалом, где должен был сойти на берег высокий гость, в срочном порядке разобрали рельсы, все выровняли и подмели. Боялись, что «дорогой и любимый» зацепится и упадет. После того, как он благополучно отчалил, рельсы уложили обратно на место.

Маршрут, по которому ходил поезд со шлаком назывался «Павловская Затока — Мандрыковка», пишет журналист и краевед Игорь Родионов. Ему также удалось записать воспоминания В.А. Шафрана, начальника ж/д цеха:

«Молодое поколение горожан и не подозревает, что когда-то вдоль правого берега Днепра лежала ж/д ветка. Трудяга-паровоз, а это была дореволюционная «эмка», обнаруженная в транспортном цехе завода Петровского и предварительно отремонтированная, по несколько раз в день тянул за собой груженные до краев думпкары.

Строящаяся набережная довольно быстро вытягивалась в длину, и ветку в очередной раз продлили. Колея оказалась под пролетом нового, только что сданного в эксплуатацию моста».

По сведениям Игоря Родионова, в 2005 году, когда велась реконструкция набережной, строители под первым слоем покрытия, обнаружили те самые рельсы.

Сегодня о том, что когда-то на набережной ездил паровоз, свидетельствуют несколько фотографий, которые задокументировали существование той самой железнодорожной ветки.

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Шар желаний

Днепровская набережная имеет длину около 23 километров и сочетает в себе три официальных магистрали — улицы Набережная Сичеславская, Набережная Победы и Набережная Заводская.

Набережная 70-80-90-е годы

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

В 2005 г. полностью реконструировали участок набережной между Центральным мостом и Фестивальным причалом.

В рамках капитальной реконструкции за два года (с 2005 по 2007 г.) вместо асфальта была уложена тротуарная плитка, построены новые дорожки, обновлены зеленые насаждения, заменено освещение и выполнен капитальный ремонт проезжей части. Как результат, днепропетровская набережная стала не только самой длинной в Европе, но и одной из самых благоустроенных.

В рамках капитального ремонта на Фестивальном причале в 2005 году на семиметровой пирамиде был установлен 2-тонный стеклянный шар. Вскоре днепровцы решили наделить шар мистическими свойствами, превратив его в «шар желаний». Однако нашлись и те, кто видел в нем зловещие символы. Первый шар был разрушен вандалами в 2011 году. После восстановления новый шар продержался до февраля 2014 года. После очередного акта вандализма, владельцы задумались о его восстановлении, правда, уже в другом металлическом виде.

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Потерянные во времени символы днепровской набережной. Афиша Днепра

Источник: dnepr.info

Вернуться на главную

Добавить комментарий

Оставьте первый комметарий.