Ведущие архитекторы конца XVIII ст. вынашивали идею превращения Екатеринослава в «город — сад». Как бы там ни было, но сегодня в Днепре действительно много парков, скверов, бульваров и других зеленых уголков, где люди с удовольствием проводят свободное время — гуляют, любуются природой, по возможности занимаются спортом. Один из самых популярных и любимых парков жителей и гостей Днепра носит имя Кобзаря. Его история неразрывно связана с историей города и края.
«Наследили» древние
«Известный ученый начала ХХ века Антон Синявский считал, что «…возвышенный берег Днепра с богатой растительностью, близость воды, изобилие камня и глин делали это место удобнейшим для поселения первобытного человека», что подтвердили археологические находки. В 1901 году в Потемкинском саду были найдены каменный молот, а затем — остатки древних сосудов, черепки с орнаментом, характерным для неолита — нового каменного века, — говорит кандидат исторических наук, заведующий отделом ДНИМ им. Д. И. Яворницкого Максим Кавун. — Весной 1902 года учащийся реального училища по фамилии Чайкин нашел целый сосуд каменного века, а под руководством Синявского раскопали целую стоянку каменного века».
Синявский писал: «… была найдена масса черепков, так называемых кухонных остатков с колотыми костями разных животных, а также рыб и каменных стрелок, ножиков и разбитый каменный молоток». Местная пресса уделила особое внимание этому событию и в результате, по словам ученого, «… на эту местность обратили внимание местные кладоискатели, чаявшие найти здесь что-либо более ценное для них, чем остатки той далекой древности, которая еще не знала ни золота, ни серебра». Администрация сада прекратила самовольные раскопки, тем не менее, они принесли пользу. Кладоискатели вскрыли глубокий культурный пласт, показавший массу свидетельств различных периодов жизни в каменном и бронзовом веках, следы скифского периода, античной культуры и запорожского быта. Еще одна цитата 1904 года: «Остатков древней культуры было так много, что обыкновенным зонтиком можно было накопать в течение получаса 20 — 30 черепков». Стоит добавить, что этим воспользовались жители Екатеринослава, которые ежедневно прогуливались мимо места раскопок и растащили большую часть древностей по домам. Но эти события происходили через сто с лишним лет после появления в этих местах будущего основателя садов — парков Екатеринослава — Лазаря Глобы.
Есаул — садовод
Многие моменты его жизни остаются спорными до сих пор. Достоверно известно, что в 1743 году отставной полковой есаул запорожского войска Лазарь Глоба, происходивший из польского местечка Ведмедовка, пришел на берега Днепра, в «пределы вольностей Запорожских» и сразу же поселился возле Монастырского острова.
«Построил я себе на Днепре каменных четыре мельницы на пользу общественную, неусыпными моими трудами и коштом развел на том острове, также при жилью своему и особо при слободе Половицы не только довольно лесу, но и плодовых деревьев», — писал Глоба. Проще говоря, первый сад Лазарь Остапович, посвятивший себя садоводству, основал вокруг своего жилища: сейчас это северо-восточная часть парка Шевченко. «На рубеже 1770-1780 годов спокойное течение жизни на днепровской горе было нарушено. Согласно императорскому указу 1784 года, здесь должен был начинаться новый город — Екатеринослав, — продолжает свой рассказ Максим Кавун. — Место на горе с садом Глобы предназначалось под резиденцию наместника края Григория Потемкина и казаку пришлось потесниться. Потемкин выкупил у него эту землю: точная сумма сделки неизвестна — историки называют от 500 до 3000 рублей. Глоба, продав верхний сад, переселился ближе к Днепру, в нижний сад (бывший парк Чкалова, ныне Глобы), где умер якобы в возрасте более 100 лет и там же похоронен».
В «аглинском вкусе»
Любимый зодчий Потемкина Иван Старов, приглашенный из Петербурга, построил на территории сада великолепный дворец в стиле классицизма (1787 — 1789 годы). Современникам он известен как Дворец культуры студентов ДНУ им. Гончара. Новое время меняло приоритеты и фруктовый сад уступил место парку «в аглинском вкусе». Его обустройством занялся «личный садовник» Потемкина Вильям Гулд. В 1789 — 1791 годах под его руководством был создан пейзажный парк с роскошными оранжереями. Растительность для него доставлялась из белорусского имения Потемкина Дубровны, Молдавии. Также князь выдал «ордер», которым приказал перевезти лошадьми в Екатеринослав казенный фруктовый сад из Кременчуга. При описании растительного великолепия отмечалось: «В 1797 году «в казенной ранжерее», которая имела с теплицами 15 саженей (больше 30 м), насчитывалось 507 деревьев. Они таковы: лавры, померанцы обыкновенные, померанцы дикие, померанцы аранские, апельсины, помаданы, лимоны, кателеры, фиги, миртусы, лаврусы, цынусы, розаны, гранаты, таксы, флюсы, пансонисы, ананасы, жасмины, цересы, цыпрезусы, пуртулаки, персики, абрикосы. При этом некоторых деревьев по одному экземпляру, а некоторых больше ста, как, например, диких померанцев — 191 дерево». Даже сейчас, глядя на этот список, трудно понять, что за диковинные растения украшали резиденцию светлейшего князя. После его смерти в 1791 году дворец и парк, которые не были ограждены и никем не охранялись, пришли в запустение. Из-за соседства с резиденцией екатеринославских архиереев дворцовые «развалины» долго служили бесплатным постоялым двором для лиц духовного ведомства. На месте «аглинского» парка шумел густой лес…
Разные «элиты»
В 30-х годах ХІХ ст. дворец и сад Потемкина передали дворянству Екатеринослава. Во дворце, после реставрации, разместилось Дворянское собрание. Часть территории сада — парка была благоустроена и стала любимым местом для прогулок городской элиты, тем более, что ее представители жили, как правило, поблизости. С появлением трамвая «элитный» отдых стал доступным и горожанам «из простых». В 1909 году часть сада была на выгодных условиях сдана в аренду на 20 лет. Здесь появились террасы, цветочные клумбы, ресторан и эстрада «с музыкой». Днем за посещение сада — парка платили 7 копеек, а вечером — 15. В прибрежной части был организован первый в Екатеринославе яхт-клуб. Эту идиллию нарушили революция и гражданская война. По словам Максима Кавуна, в начале 1920-х годов парк, сменивший имя Г.А. Потемкина на Т.Г. Шевченко, стал местом отдыха «новой элиты» — рабочих и крестьян. Яхт-клуба уже не было, зато в восточной части парка появился Зеленый театр, построенный в 1935 г. по проекту архитекторов Г.Л. Швецко-Винецкого и В.Ф. Ковалевича. До начала войны 1941 года здесь проводились разные митинги и собрания. За годы оккупации театр был разрушен и больше не восстанавливался.
Из года в год…
«Осенью 1945 года власти приняли решение о восстановлении парка, и в целом эта работа была окончена к 1952 году. Реконструированный дворец Потемкина превратился во Дворец культуры студентов. Существенно увеличили территорию парка, — отмечает историк. — Возвели красивую чугунную ограду и вход-колоннаду, прекрасно сохранившийся образец стиля, получившего негласное название «сталинский ампир», который так любили советские зодчие после войны. В центре парка, на высоком скалистом берегу Днепра, появился ресторан «Волна» с башенкой. Со временем здание обветшало, было разобрано, а на его месте в 1979 г. построили ресторан «Маяк» — тоже башенного типа. Сейчас он пустует… С течением времени парк пережил много перемен. В 1963 году отменили входную плату за посещение парка. До этого нужно было платить по 30 копеек за каждого. В 1971 году началась очередная реконструкция парка. Авторами проекта были известные днепропетровские архитекторы Леонид Халявский и Евгений Яшунский. Основной массив работ завершили в 1973году. В 1974 году на ВДНХ парк Шевченко получил звание лучшего среди 63 парков СССР и диплом I степени, а в 1990-м — статус памятника садово-паркового искусства национального значения».
Общая площадь парка вместе с Монастырским островом составляет 36 га. Его территория разделяется на береговую и островную зоны, соединенные пешеходным мостом и подвесной канатной дорогой. В настоящий момент проводится реконструкция площади перед центральным входом. В дальнейшем запланирована и реконструкция всей территории парка с учетом мест отдыха, игровых зон и строений, в том числе дворца.
Источник: Вести Приднепровья