Ставить всё с ног на голову — давняя комедийная традиция. Все фильмы, попавшие в эту подборку, именно этим и занимаются.
“Слава Сатане?” / Hail Satan?
США, троллинг уровня “бог”, 95 мин.
Режиссёр: Пенни Лейн
Рейтинги: IMDB — 7,2. Rotten Tomatoes — 96%
Этот документальный фильм прослеживает историю становления одной из самых бурно растущих религиозных организаций в мире. Статуя адского демона Бафомета у Капитолия штата Оклахома, школьные клубы “Послеурочный Сатана” и даже “обращение в гомосексуализм уже умерших людей” — вот небольшой список их проектов, от которых часть страны умирает со смеху, а большая — яростно негодует.
Сперва кажется, что это типичная история эпохи постправды, когда ты можешь быть носителем отрицательных ценностей или не иметь ценностей вообще, но главное, что ты клёвый. Эдакая реинкарнация знаменитого мема прошлого десятилетия “Переходи на тёмную сторону силы. У нас есть печеньки”. Но “Слава Сатане?” заглядывает внутрь организации. При более близком знакомстве эта иллюзия разрушается. Конечно, “Сатанинский храм” последние пять лет остроумно троллит американский истеблишмент и публику, но ценности, как ни странно, у них есть. Просто все в таком возмущении, что никто до них обычно не добирается. “Сатанинский храм” не поклоняется Сатане, не приносит девственниц в жертву на чёрных мессах и не похищает младенцев. Членов этой организации нужно описывать как социальных активистов, для которых дьявол — всего лишь символ сопротивления системе, а основные принципы (научность, уважение к телу другого, сострадание) выглядят чуть ли не самым разумным выбором в этом безумном мире.
“Экстремальная работа” / Geukhanjikeob
Южная Корея, полицейская комедия с вкусным поворотом, 111 мин.
Режиссёр: Ли Бён-Хон
В ролях: Мён Гон, Ли Хани, Джин Сен-Ки
Рейтинги: IMDB — 7,1 Rotten Tomatoes — 86%
Простой рецепт второго самого кассового фильма в истории Южной Кореи. Берём группу полицейских-неудачников. Объединяем их в команду и помещаем в отдел по борьбе с наркотиками. Даём безнадёжное дело по слежке за правой рукой крупного экспортёра наркотиков из Китая. Заставляем главу группы в качестве жеста отчаяния потратить весь свой пенсионный фонд, чтобы выкупить обанкротившийся ресторанчик, где подают курицу во фритюре. Поскольку он находится впритык к основному месту слежки, это идеальное прикрытие. Переодеваем всех полицейских в передники и ставим на кухню или официантами — для правдоподобия точка должна худо-бедно работать, чтобы не вызывать подозрений у бандитов. А затем делаем это заведение главным хитом кулинарного сезона. И как теперь полицейским работать, когда они не могут отбиться от посетителей? Да и зачем, если они все сейчас зарабатывают больше, чем когда-либо в жизни?
У “Экстремальной работы” настолько простая и эффектная идея, что спустя несколько лет почти наверняка выйдет американский ремейк. Её прелесть даже не в том, что герои фильма фактически станут перед выбором смены профессии в какой-то момент. И даже не в том, что они таки её сменят. А в том, что сюжет тут сделает ещё один непредсказуемый поворот, в котором управляющие и работники ресторанчика будут вынуждены опять вспомнить свои полицейские навыки. “Экстремальной работе” удаётся быть интересным, лёгким и смешным кино, без типичных для корейских лент мелодраматичности и жестокости. Оказывается, так тоже бывает.
“Мёртвые не умирают” / Dead Don’t Die
Швеция, США, полный конец света, 104 мин.
Режиссёр: Джим Джармуш
В ролях: Билл Мюррей, Адам Драйвер, Том Уэйтс, Тильда Суинтон
Рейтинги: IMDB — 5,6. Rotten Tomatoes — 55%
Несмотря на 700 с хвостиком жителей, тут живёт огромное количество звёзд. Билл Мюррей и Адам Драйвер следят за порядком в форме полицейских, Том Уэйтс бродит по лесам вокруг в роли местного отшельника, Стив Бушеми выращивает цыплят и мечтает о великой белой Америке, а Тильда Суинтон держит похоронное бюро. В новостях тревожные сообщения о том, что из-за добычи сланцевого газа на полюсах Земли сместилась ось вращения планеты, а ночью на городском кладбище “выкапывается” мертвец с внешностью Игги Попа.
В фильме “Мёртвые не умирают” есть всё, чего можно было ожидать от зомби-комедии о конце света, но он очень мало на неё похож. Зомби здесь — при всём уважении к классике — медленно передвигаются, жаждут мозгов и внутренностей живых и даже механически воспроизводят самое типичное в их жизни: кто-то ходит с кофейником, кто-то ломится в магазин инструментов, а самая известная пьяница городка бесконечно повторяет “Шардоне”. И эта последняя черта — тоже почти священная для зомби в кино, которые давно стали чуть ли не идеальной метафорой бездумного консюмеризма. Фильм “Мёртвые не умирают” так мало похож на обычное жанровое кино потому, что Джармуш делает финальный шаг: его живые в своей бессмысленности не сильно-то и отличаются от умерших. Поэтому наступающий зомби-апокалипсис здесь воспринимается не с отчаянием, а с юмором и ощущением того, что так и должно быть.
Источник: focus.ua