Украинская этнохаос-группа “ДахаБраха” — яркое доказательство того, что украинские народные мотивы и традиции могут быть завораживающим перформансом, а не шароварщиной, с которой, к сожалению, у многих украинцев и ассоциируется фолк. Этот квартет, который сейчас составляют Марко Галаневич, Нина Гаренецкая, Ирина Коваленко и Елена Цибульская, сформировался более 10 лет назад на базе киевского театра “Дах” Влада Троицкого.
Их яркий эксперимент настолько выстрелил, что сейчас они могут похвастаться одной из самых обширных гастрольных карт среди украинских исполнителей в целом, ведь они объездили почти весь мир за исключением Африки.
О НЕСТАНДАРТНОМ СТИЛЕ
“Когда мы создавали песни, то думали о том, что наша музыка будет сочетать в себе различные хаотические моменты и этнические традиции. Конечно, самая сильная и родная для нас — украинская песенная, это то, что мы знаем лучше всего. Мы экспериментировали со всем, что есть в мире, ведь нам интересно все. Когда начали работать, очень мало думали о том, чтобы стать удачным коммерческим проектом. Мы занимались этим в первую очередь как хобби. Сейчас мы отдаем ему всю свою жизнь, и это хобби нас кормит. При этом мы никогда не строили бизнес-стратегию, не выбирали направление, которое могло бы стать для нас удачным в коммерческом плане”.
О СЦЕНИЧЕСКОМ ОБРАЗЕ
“История костюмов пришла из театральных постановок, ведь наш коллектив создавался под конкретное представление. Тогда мы не думали, что у нас будет группа, с которой мы будем когда-нибудь выступать отдельно. Как-то актриса театра “Дах” Татьяна Василенко предложила сделать шапки. Девушки сразу отказались, ведь шапки — это неудобно и жарко. Но раз, второй, третий — и их убедили. Люди запомнили наши наряды и сказали, что это красиво, стильно и брендово. Эти шапки играют свою роль — нас по ним узнают по всему миру. Костюмы постоянно совершенствуются, а вот шапки всегда остаются. Весят они, кстати, как обычные головные уборы, — граммов 200—300″.
О КРИЗИСЕ ЖАНРА
“Мы не ограничиваем себя одним только направлением фолк-хаос, а постоянно экспериментируем. Много взяли от классического минимализма — Филип Гласс, Майкл Найман… Это те композиторы, принцип классического минимализма которых на нас очень повлиял, особенно при создании драматических и атмосферных композиций для театра. Мы экспериментируем в стиле трип-хоп, драм-н-бэйс, дабстеп. Поэтому говорить о том, что мы где-то в чем-то себя стилистически ограничиваем, нельзя”.
О ГАСТРОЛЯХ ЗА РУБЕЖОМ
“В последнее время за границей наши концерты несут еще и социальную окраску. Люди ведь постоянно что-то слышат об Украине, и для них мы становимся этакой визуализацией нашей страны и, возможно, даже позитивным месседжем, что у нас не только война и постоянная борьба за власть. Некоторые слушатели подходят к нам после концертов и благодарят. Говорят, что теперь совсем иначе будут воспринимать новости об Украине. Люди, которые не знают текстов, говорят, что им часто кажется, будто мы поем о революции, о том, что у нас происходит. Мы отвечаем: нет, нашим текстам более 1000 лет. Возможно, мы просто впитываем в себя атмосферу происходящего”.
О КУРЬЕЗАХ
“Как-то мы приехали выступать в Южную Корею. Там в день концерта выяснилось, что наш багаж с костюмами задержался, и с нами остались только инструменты. Сначала мы собирались выступать в том, в чем приехали. Но вдруг в голову пришла идея: в Корее много свадебных салонов, где в аренду сдают красивую традиционную корейскую одежду. А она очень интересная и необычная. И мы подумали: “О, давайте арендуем платья!”. Я был в своем стандартном костюме (он остался со мной), а девочки — в фантастических корейских и очень ярких свадебных платьях. Зрители были в шоке: представьте себе концертный зал, традиционные корейские костюмы, в которых сидят европейцы и играют абсолютно непонятную им музыку!”.
О РАВНОВЕСИИ В ГРУППЕ
“На репетициях мы спорим, но ни в коем случае не ссоримся. У каждого есть свое мнение относительно того, как должна называться и звучать определенная композиция, но мы стараемся находить общий знаменатель. Девушкам договориться легче, а вот со мной есть нюансы. Я не думал, что меня будут здесь терпеть так долго, тем более у меня нет музыкального образования. Девушки поют вместе с детства, а я был таким себе инородным телом и думал: ну что ж, немножко потерпят. Плюс у нас тяжелые инструменты, надо же их кому-то таскать (улыбается)”.
О МАГИИ И РИТУАЛАХ
“Хотя многие описывают наши выступления словом “магия”, в мистику мы не верим. Мы занимаемся искусством, а не колдуем, не шаманим и никого не очаровываем. И ритуалов каких-то или традиций на удачу у нашей группы нет, палочки-вонялочки на репетициях не зажигаем. Мы должны быть вменяемыми, адекватными, современными людьми. Мы делаем музыку такой, какой ее чувствуем. Другое дело, как люди это воспринимают, ведь вариантов миллиарды. Мы знаем много хороших отзывов: например, одна женщина рожала под наш диск — просто надела наушники и родила сына. Мы знаем историю, когда наша музыка подняла человека с тяжелой болезнью — она ему придавала силы”.
—————————————————————————-
Подписывайтесь на наш Telegram — https://t.me/DneprAfisha