В Технический музей Днепра «Машины времени» поступил уникальный старый паровоз. За этим экспонатом оказалась скрыта удивительная история.
Богатая коллекция Технического музея Днепра «Машин времени» пополнилась первым паровозом.
«Теперь в нашей коллекции кроме автомобилей, мотоциклов, катеров, самолетов, тракторов и бытовых предметов появился ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПАРОВОЗ».
Экспонат, хоть и действующий, но выполнен не в натуральную величину, а в масштабе 1:5. Он является уменьшенной копией паровых машин модели СУ, распространенных в 1940-50-х годах.
«О существовании в нашем городе такой модели паровоза раньше я даже не подозревал. Узнал о ней прозаическим образом. На почту музея «Машины времени» пришло письмо такого содержания: «У нас в частном доме от дедушки остался такой вот паровоз. Может, лучше вам в музей, чем просто сдать его на металлолом?».
Михаил тут же связался с автором письма и выяснил следующее. Этот некогда действующий паровоз создал удивительный человек – Анатолий Иванович Филиппенко. В Днепре по-прежнему живет семья его внучки, которая и предложила оставшуюся от дедушки паровую машину музею.
При знакомстве выяснилось, что Анатолий Иванович в свое время был начальником Забайкальской железной дороги, за свою прекрасную работу был отмечен целом рядом правительственных наград. Потом переехал в Днепр, жил в частном доме в районе ул. Передовой.
«Любовь к паровозам он пронес через всю жизнь. И самостоятельно изготовил действующую модель паровоза СУ (Сормовский усиленный) четвертого выпуска. Такие машины в свое время работали и в Днепропетровском депо».
В Украине сохранилось три паровоза этой марки – два как памятники на станциях Шевченко Черкасской области и на станции Жмеринка, а также действующий паровоз в Музее железнодорожной техники в Донецке. С 2014 года этот музей – не работает, но паровозы, по некоторым данным, сохранены.
Михаил Прудников рассказал об удивительной идее Анатолия Ивановича, ради которой и была создана уменьшенная копия паровоза.
«Он хотел построить на участке своего частного дома небольшую детскую железную дорогу, катать на ней свою внучку и детишек этого района. К сожалению, эта мечта так и не реализовалась».
В музее «Машины времени» мечтают полностью восстановить модель паровоза. Как признает Михаил Прудников, состояние его – плачевное. Мало того, что машина вся проржавела, в ней не хватает ряда важнейших деталей.
«Восстановить паровоз будет сложно, но можно. Правда, этот процесс будет не быстрым».
В музее также хотят собрать как можно больше информации о создателе этой модели. У потомков Анатолия Ивановича Филиппенко сохранились даже старые 8-миллиметровые кинопленки, на которых запечатлено, как дедушка строил паровоз, пытался создать детскую железную дорогу.