Появление на дорогах города Екатеринослава и губернии в начале ХХ века новых транспортных средств – автомобилей – привела к значительному усложнению характера дорожного движения.
Автомобильный транспорт своим появлением вызвал существенную дезорганизацию дорожного движения, поскольку имел значительные преимущества в скорости и маневренности по сравнению с гужевым транспортом и пешеходами, что довольно часто приводило к возникновению различных дорожно-транспортных происшествий. Данное обстоятельство заставило местные органы власти на законодательном уровне упорядочить транспортное движение автомобилей.
В первую очередь, местная власть стремилась осуществить общий учет новых транспортных средств и их владельцев. В соответствии с правилами, каждый владелец городского автомобиля ежегодно на основании личного заявления получал от Екатеринославской губернской земской управы индивидуальный автомобильный номер и соответствующее разрешение на право вождения транспортным средством. В последствии, любой водитель должен был продемонстрировать специальному чиновнику губернской земской управы свое искусство в практическом вождении автомобиля, ознакомить с конкретными техническими знаниями механического оборудования и оборудования автомобиля.
Право на проезд по дорогам губернии предоставлялось исключительно лицам не моложе 21 года. По требованиям действующего в то время законодательства водитель должен быть вежливым с пассажирами. Любая грубость в общении с последними довольно строго каралась. Так, на основании закона у такого неучтивого водителя просто отбиралось разрешение на право проезда на основании заявления обиженных пассажиров.
Автомобиль по тогдашним правилам техники безопасности должен был оборудован специальной защитой пассажиров от опасного воздействия механических устройств, которые могли их травмировать. Плата за провоз пассажиров взималась в соответствии с установленными губернскими земскими собраниями фиксированной таксы. В случае нарушения данного правила водителя и владельца транспортного средства лишали права на проезд или отбирали индивидуальный номер.
Движение автомобилем осуществлялось по городским и междугородным шоссе, грунтовым дорогам при условии, что размеры транспортного средства не препятствовали свободному передвижению лошадиных экипажей и пешеходов. Ночью движение автомобиля было возможенно только при условии его освещения фонарями, которые сначала были керосиновыми, и только потом стали электрическими.
Стоянка автомобилей для перевозки пассажиров устанавливалась в четко определенном месте на основании соответствующего распоряжения екатеринославской городской думы. По правилам, стоянка была оснащена специальным стендом, на котором вывешивалась объявление о стоимости проезда и расписание автомобильного движения. Скорость движения автомобиля по городским дорогам в соответствии с правилами не должна была превышать 30 верст в час.
Жесткие требования выдвигала администрация относительно общего технического состояния автомобиля, который осуществлял пассажирские перевозки на территории города и губернии. В частности, общий вес автомобиля с грузом и пассажирами не должна была превышать 250 пудов, колеса должны были иметь ширину 4 ½ дюйма для обеспечения лучшего сцепления с дорожным полотном.
По правилам обгон на шоссе или грунтовой дороге конных экипажей осуществлялся автомобилем с заблаговременным представлением сигнала со звукового рожка и с последующим уменьшением скорости движения исключительно по краю дороги.
Надзор за текущим состоянием автомобильного движения был возложен на органы местного правопорядка – местную полицию, губернских техников и лиц, которые заведовали ремонтом дорожного полотна на территории города и губернии. По их требованию водители должны были продемонстрировать соответствующее разрешение екатеринославской губернской земской управы. В случае нарушения действующих правил владелец транспортного средства и водитель привлекались к административной ответственности, платя фиксированное взыскания.
Юрий Берестень – старший научный сотрудник Музея истории Днепра. По материалам екатеринославских периодических изданий.
Группа “Музей історії Дніпра“.