09/10
Концерты
Олег Винник
29/10
Концерты
Леша Свик
26/09
Концерты
Антитела (Антитіла)
08/11
Концерты
Коррупция
09/11
Концерты
Оля Полякова
Внезапно: КБ Южное принимало участие в разработке Звездных войн. Афиша Днепра

Внезапно: КБ «Южное» принимало участие в разработке «Звездных войн»

  • Категория:
  • Новости

Комментарии: (0)

В сети обсуждают очередной ляп «Всеукраинской онлайн-школы». На этот раз, украинский самолет-гигант отправили в космос.

Это вам не Джордж Лукас, но очень захватывающе! Офис президента и министерство образования представляют! Урок современной истории Украины для 5 класса во Всеукраинской школе онлайн. Тема: «Революция Достоинства». Преподаватель Элла Сытник увлеченно рассказывала о том, чем может гордиться наша страна. Но когда речь зашла об уникальном самолете «Мрія», начались… звездные войны!

«Этот самолет задумывался как самолет-убийца. Он должен был быть непобедимой силой в звёздных войнах, потому что на своем борту он мог поднимать аж на орбиту Земли боевые спутники«, — поведала в лекции для пятиклашек Элла Сытник.

Не самолет-убийца, но самолет-достижение

Объяснение учительницы, почему «Мрія» — это гордость Украины, наших экспертов мягко говоря удивила, но они попросили не быть строгими к педагогу. Однако попросили передать школьникам — космос условно начинается с высоты 100 км, и долететь туда такой гигант, как «Мрія», не может физически.

— Это же самолет, и чтобы летать, ему нужно крыльями опираться на воздушное пространство. — объясняет Алексей Кулик, руководитель Space Engineering School. — На сегодняшний день даже самые высокоподъемные самолеты, а-ля самолеты-шпионы, подымаются на высоты, может быть, до 20 км, но это если какие-то супер-модели. Транспортная и гражданская авиация может подниматься на 10-12 км, и все зависит от нагрузки. Пустым самолет такого класса может подняться выше, но с грузом однозначно это невозможно.

Но для чего на самом деле построили «Мрію», действительно уникальный самолет и по размерам, и по способностям: его длина – 84 м, размах крыльев — 88,4 м, грузоподъёмность – 250 тонн?

— «Мрія» планировалась как транспортный самолет, но огромной грузоподъемности, чтобы перевезти знаменитую космическую систему «Энергия — Буран» от завода-изготовителя на космодром. Причем не внутри, а снаружи самолета, — рассказывает Алексей Кулик. – Требования транспортировки грузов до 250 тонн «на спине» было обязательным. Поэтому у «Мрії», по сравнению с другими самолетами, сделан двойной киль.

Так что с натяжкой можно сказать – пусть и не в звездных войнах, но по крайней мере в космической гонке «Мрія» участвовала.

Второй экземпляр так и не построили

Профессор Владимир Кабанячий, заведующий кафедрой авиа- и ракетостроения Института аэрокосмических технологий КПИ, говорит — изначально планировалось, что самолетов-гигантов будет два. Но второй не успели достроить.

— В мире существует только один экземпляр «Мрії». Он как раз и транспортировал «Буран». Например, «Мрія» с Байконура летела во французский Ле-Бурже с «Бураном» «на спине», — говорит Владимир Владимирович. – Второй экземпляр сделали на 60-70%, если не ошибаюсь. На него должны были положить термостойкую облицовочную плитку, и вот с него уже «Буран» должен был взлетать на высоте около 10 км. Но космическая программа закончилась, и все остановилось. Аналога «Мрія» в мире нет, но я хотел бы сказать детям: у нас есть не только «Мрія», но и самолет «Руслан» — он тоже уникален!

Полет «Мрії» сегодня событие достаточно редкое. Самолету-гиганту лишь после введения карантина из-за коронавируса вновь пришлось расправить крылья: забрать грузы из далекого Китая и привезти в Польшу, Украину и Германию в апреле 2020 года.

— Она может транспортировать до 250 тонн груза, и это очень выгодно, но такие грузы очень редки, — рассказывает Владимир Кабанячий. — Сейчас «Мрія» летает, хоть и с намного меньшими грузами по весу, но с большими по объему, а в фюзеляже самолета — очень большой объем, много пространства. Если транспортировать такие грузы морем, то это очень долго, а на самолете – быстро. Еще «Мрія» мало летает, потому что экономически не очень выгодно. Если грузы меньше или необъемные, то лучше использовать «Руслан», поэтому они летают намного чаще.

С «Мрії» хотели запускать корабли

Как бы не уверяла пятиклашек в своем онлайн уроке Элла Сытник, на орбиту Земли боевые спутники «Мрія» поднять не может. Но вот осуществить с нее запуск в космос – такой проект был. Увы, но эту технологию у нас так и не реализовали, зато скоро испытают американцы.

— В период конца Советского Союза и начала независимости Украины рассматривались очень серьезно проекты использования самолетов типа «Мрія» и «Руслан» как первой ступени космического старта. Это прорабатывалось и в КБ «Южном», и на Южном машиностроительном заводе. — рассказывает Алексей Кулик. — Идея такая: транспортником поднять ракету на высоту порядка 10-12 км и осуществить ее управляемый сброс, чтобы ракета стартовала в космос с этой высоты. Эти 10 км от поверхности Земли дают колоссальную экономию на топливе. Сейчас этот проект доведен до ума, и в конце мая ожидается пуск. Правда, на американском «Боинге». Плюс-минус такие проекты были и у нас, но я не знаю, почему от этого отказались или не продолжили эти работы. А это очень перспективная тема в том числе и для Украины, у которой нет своего космодрома.

— За 11-12 тысяч метров, когда ракета поднимается, она тратит практически 80% топлива. Когда на эту высоту поднимается самолет и запускается комплекс, это намного удешевляет запуск. Это планировали реализовать на второй «Мрії», — поддерживает коллегу профессор, директор Института авиакосмических технологий КПИ Иван Коробко.

Кстати

Не «Мрієй» единой

Увы, но преподаватель в своей телелекции напортачила не только в вопросах авиастроения. Она допустила и другие неточности: отца и сына Бориса и Евгения Патона назвала братьями, сказала, что Леонид Каденюк, будучи на орбите Земли на высоте 279 метров (!), развернул украинский флаг. В последнем случае речь идет о километрах.

— Не допускает ошибок только тот, кто ничего не делает, — говорит Иван Коробко, профессор, директор Института авиакосмических технологий КПИ. — В Украине очень много изобретений, которыми можем гордиться, и не только в авиакосмической отрасли. Необходимо по каждому направлению рассказывать об этих изобретениях, прививать детям любовь и знания о знаменитых украинцах, сделавших этот мир чуть лучше.

Источник: КП

‡авантаженнЯ...

Добавить комментарий

Оставьте первый комметарий.